|
|
|
|
|
Вообще, чем больше я размышляю над проблемой адаптации ребенка к миру, тем больше убеждаюсь, что все упирается в проблему "собственность-ответственность".
Взять даже на примере нашей страны: преимущественно чисто в квартирах и совсем наоборот в подъездах ("не мое"). Если есть собственность, есть ответственность, есть права этой собственностью распоряжаться.
Когда ребенка ставят в позицию "раба", он неохотно будет делать то, что скажут. И это понятно.
Когда же он - Участник (соучастник) домашнего мира, он вправе решать сам и сам брать на себя ответственность за общее дело. И тут уж у него совсем другая мотивация появляется.
Кажется, я уже писала где-то, что оптимальный вариант (с таким большим ребенком - тем более) - это сесть за "круглый стол" и обсудить, что каждый член семьи может взять на себя, что - делать вдвоем с кем-то, а что делается всеми вместе.
Приучение ребенка к труду путем поручения ему каких-то "обязанностей" не всегда плодотворно, так как есть дети, которые лишь из-за вот этого факта ("навязали", "заставили") отказываются делать любую работу.
На чем следует настаивать?
Мне кажется, безусловно, на том, чтобы ребенок обслуживал сам себя (убирал за собой, если насорил).
Часто мне приходилось слышать совет "поиграть" с ребенком в уборку, но такая позиция мне не близка. Кто с ним будет "играть" потом? Учитель? Начальник? Жена? Не думаю...
Вот помочь сформировать этот навык надо обязательно: показать, что это совсем не трудно, что есть цель, для которой убирают, что можно сделать массу интересного в чистой комнате и т.д.
То есть, не превращать уборку игрушек в непреодолимое препятствие.
Как пример: я всегда "подгадывала" так, чтобы сын быстренько все убрал, так как планировалось какое-то интересное дело. И, если он не соглашался, то мы делали это за него, но тогда уж и на "интересное" времени не было.
Важно подобрать то, что действительно составит конкуренцию уборке игрушек. Когда этот навык самообслуживания сформируется, это перестанет быть проблемой.
Еще важно, чтобы привычка убирать за собой активно поощрялась ("хвастайтесь" перед знакомыми почаще при ребенке, особенно действенно - если по телефону говорите, а он слышит. О "косвенном воспитании" я уже писала).
Что делать, если ребенок напрочь отказывается обслужить себя (при условии, что умеет, но не хочет?).
Мне помогал такой вариант. Спрашивала: а кто же должен это делать за тебя? И почему - другой человек? Ты как думаешь, это справедливо? А если бы тебе пришлось за твоими друзьями убирать, ты бы обрадовался? Нет? А мы тебе, что, хуже друзей, да? Вот, посмотри, что делает каждый из нас...Давай тогда меняться...
Иногда ребенок не хочет делать что-то, так как ему кажется, что другие не особо и напрягаются. Надо умело (без упреков!) показать ему, что вы тоже не трутни.
И, конечно, его помощь должна быть посильной (в психологическом плане тоже).
Есть такая работа в доме, которая требует длительности - не все дети это выдержат. Понаблюдайте за ребенком - какую работу ему легче выполнить (по этому признаку): перебирать фасоль или раз в неделю выносить мусор?
Про бабушкину комнату. Хороший способ научить ребенка договариваться. Пусть вместе с бабушкой (при Вашей консультации) дочка решит, как лучше разместить свое кукольное хозяйство, чтобы всем было удобно.
Если нужно, предварительно поговорите с бабушкой о важности такого обсуждения.
Уборка постели. Подумайте, как может "прилично" выглядеть постель, если ее застелить "наполовину", - так, чтобы с этим справилась дочка.
Или: разделите процесс уборки на Вашу часть и ее (она складывает одеяла, а Вы - диван). Может, и еще кто-то подключится?
Часто мы хотим сделать все и сразу.
А вот мне помогал метод разделения Большого на Маленькие части.
Иными словами, в любом деле попробуйте найти "ребенкину" часть. (Лепить пельмени не может, а вот фарш накладывать маленькой ложкой - вполне;) И обязательно представляйте любой результат как результат совместных усилий.
И последнее - про пришивание пуговиц.
А как папа реагировал на пришитые ему пуговицы? А что, если он ее попросит эту пуговицу пришить? Да, каждый раз. И каждый раз похвалит. Можно обратиться к ней так: "Слушай, мне мама сказала, что ты научилась пуговицы пришивать? Может, поможешь? У меня это никогда не получалось хорошо...:(("
Сидела-сидела...вспоминала-вспоминала о том, что заставляли мы делать ребенка? Ну, ничего на ум не пришло...Как-то умели договориться. По-моему, если у малыша присутствует идея всеобщей взаимопомощи, то, попадая в любую сообщность, он просто вовремя "подключается" и помогает по мере сил. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|