 |
|
 |
 |
 |
Проблема “нет” начинается с осознания своей ценности – своих интересов, своей собственности, своих прав.
“Нет” можно сказать, только защищая все это.
Попробуйте проанализировать, есть ли у ребенка то, что он хочет защищать (осознает, что надо защищать). |
|
 |
 |
|
 |
|
 |
 |
|
 |
|
 |
 |
 |
Недавно я переписывалась с одной женщиной, которая после нашего виртуального общения сделала большое открытие в своем ребенке: оказалось, что она слишком многое делала за него, хотя он вполне мог делать это сам. А все потому, что мы, взрослые, живем с ребенком инерционно. У нас ведь темпы освоения действительности разные. Мы меняемся раз в год, к примеру, а ребенок – раз в день. Он после обеда уже другой, чем был с утра. А мы и не заметили.:)
Поэтому я бы придерживалась следующей тактики:
1. Наблюдение и анализ поступков ребенка в семье. Как он отстаивает свое мнение или нежелание что-либо делать? Грубит? Смиряется? Таит обиду? Вымещает протест на других, более слабых?
2. Обсуждение его поведения с ним самим и совместные комментарии ваших поступков (реакций, действий).
3. Исправление той модели, которая закрепилась у него для общения с вами. Здесь самое важное – научить его выражать свое несогласие корректно. Тогда у него не будет ощущения, что он обижает человека. Кстати, а вы сами как себя ведете в конфликтной ситуации или в ситуации, когда не хотите что-то делать, а приходится? Часто ли в вашей семье возникают такие моменты? Кто их провоцирует?
Умение говорить “нет” напрямую связано с умением выражать свои чувства (особенно негативные – гнев, обиду). Это дает понимание того, что у него есть право эти чувства испытывать. Тогда ребенок сумеет открыто сказать другому человеку: «Мне это не нравится, я этого делать не хочу».
Есть неплохая книжка, в которой вы можете найти ответы на некоторые свои вопросы: Генри Клауд и Джон Таунсед. “Барьеры. (Обретение независимости)”. А еще советую почитать Владимира Леви “Искусство быть собой” и любимого мною Томаса Гордона.
Как видите, работы у вас непочатый край.:)) |
|
 |
 |
|
 |
|
 |
 |
|
|