На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Как объяснить ребенку, что каждый живет, как считает нужным?  
|| Консультации *
==== *
Меня волнует вот какая проблема. У нас много разных знакомых. С кем-то мы дружим давно, с кем-то не очень. Порой наши взгляды на некоторые вещи расходятся. Эти разногласия мы не скрываем от сына, чтобы он понял – для нашей семьи это неприемлемо. Но ведь каждый живет, как считает нужным, да? Так вот, мы заметили, что сын стал к этим людям хуже относиться. Один из них даже пожаловался, что сын ему нахамил.
Как себя вести теперь? Ничего не обсуждать при ребенке? Но не расценит ли он наше молчание как согласие с чужими ценностями? С другой стороны, со своим уставом в чужой монастырь не лезут. Посоветуйте, пожалуйста, что-нибудь!
НАТАША
Вы затронули очень, очень важную проблему. Недавно я как раз думала о том, какую роль играют наши друзья в развитии личности наших детей: какое место им должно отводиться на разных этапах взросления ребенка; как объяснять детям проблемы “подруживания” и “раздруживания” с ними; как учить детей принимать наших друзей, не отождествляя наши потребности со своими (должны ли дети соглашаться с нашими оценками и что делать, если какая-то “тетя” нам приятна, а малышу – нет?) и т.д.

На самом деле вопрос этот гораздо более серьезный, чем может показаться на первый взгляд, поскольку на примере отношений близкого-далекого круга знакомых ребенок учится строить свои взаимоотношения с разными людьми (имеются в виду “разноудаленные” (разнозначимые) для нас и для самого ребенка).

И тут возникают две проблемы. На мой взгляд, надо разграничить понятия “отношение к человеку” и “выражение отношения к человеку”: с детства учить ребенка правильно выражать свое отношение к людям. Часто родители, даже умеющие это делать сами (увы, не все), не могут объяснить ребенку эту в общем-то несложную модель.

Упрощенно она выглядит так: можешь не любить, но не имеешь права хамить.

Дети – это зеркало чувств, а взросление – это умение эти чувства выражать корректно. Некорректность поведения детей (и взрослых, наверное, тоже) идет, мне кажется, не столько от недостатка этической культуры, сколько от уверенности в своей оценке, привычки полагаться на чье-то (или даже свое, но стереотипное) мнение. Составив первую характеристику человека по обрывочным сведениям, ребенок определяет для него какое-то место в рейтинге своих отношений (привязанностей, симпатий), и дальше включается программа отношений с “плохим” человеком.

Но часто родители не считают человека плохим “с головы до пят”, они считают плохой лишь какую-то его черту. Поскольку ребенок еще не способен рассматривать явление с разных точек зрения (а кто его этому учит, скажите, пожалуйста?), то он рассуждает в категориях или – или. Приговор, как правило, обжалованию не подлежит.

Поэтому, как это ни парадоксально на первый взгляд, для того чтобы воспитать в детях толерантность, надо с самого раннего возраста (но, собственно, это никогда не поздно сделать) учить ребенка обязательно смотреть на проблему (явление, ситуацию, человека) как минимум с двух сторон. Высший пилотаж, естественно, – это когда явление рассматривается не только по горизонтали, но и по вертикали, однако это и не каждый взрослый умеет.

Таким образом, в данном случае я бы обратила внимание родителей на объяснение своей позиции по отношению к этим людям и остановилась бы примерно на таких аспектах:

– многомерность данных людей (их не только негативные качества, но и обязательно позитивные; привела бы пример неоднозначности нашей личности);

– какие наши потребности удовлетворяются в этом общении (что оно дает ребенку);

– ценность долговременных отношений (друзья детства – это почти родственники, а родственников не выбирают) и нестатичность людей на протяжении жизненного цикла (сегодня он “плохой”, а завтра ситуация изменилась, и изменился сам человек – как в ту, так и в другую сторону);

– неприемлемость дурного отношения к любым людям, особенно к тем, с кем у нас (родителей) сложились добрые отношения;

– право каждого человека на уважение его особенностей (можно привести пример уважения каких-либо особенностей ребенка другими людьми, родственниками, например: “Мы все не ангелы”);

– в случае некорректного выражения отношения ребенка к вашим знакомым сообщите ему, что вы обязательно принесете (или уже принесли) извинения за его поведение.

Очень сильно действует! И попутно объясните сыну, что его отношение к вашим общим знакомым почти всегда интерпретируется последними как выражение отношения всей семьи.

Обсуждение знакомых при ребенке я считаю обязательным. Однако здесь нужно внимательно следить, чтобы это об-суждение не превратилось в о-суждение, так как ребенком усваивается зачастую не информация сама по себе, а то, с каким упоением вы ее преподносите.:). И тут как раз и необходимо (особенно если ребенок стал свидетелем вашей беседы) найти противовес негативной оценке, не заканчивать разговор “приговором”.

И последнее. Хотелось бы заметить, что все вышеперечисленные акценты можно также применять и к проблеме взаимоотношений с ближайшими родственниками (бабушками, дедушками, свекровями и т.д). Как правило, родители часто затрудняются в выдаче характеристик действий других членов семьи, которые порой имеют полярные с нашими взгляды на жизнь.
Попробуйте воспитывать толерантность и в себе тоже.:).
Ирина Хоменко
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru