На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Нужна ли принципиальность в воспитании детей?  
|| Консультации *
==== *
Ирина, помогите, пожалуйста, разобраться в такой ситуации: вчера гуляли с мужем и дочкой в парке(дочке год и восемь). На обратном пути она запросилась ко мне на руки. А у меня очень спина разболелась. Я попыталась ей это объяснить и предложила, чтобы её понес папа. Дочь - ни в какую! Закатила жуткую истерику. Аж посинела вся. В результате муж подхватил её на руки и понес, не обращая внимания на истошные вопли. Спустя какое-то время я не выдержала и все-таки взяла её к себе. Дочь еще по инерции поплакала пару минут и успокоилась. С мужем мы потом поспорили, кто прав. Он говорит, что в воспитании детей нужно быть последовательным. Не взяла сразу на руки, объяснила, почему не можешь этого сделать - так уж и "не сдавайся" до конца. Мол, дочь поплачет и поймет, что слезами ничего не изменишь. Но мне кажется, редко какая мать может наблюдать, как ребенок вопит до посинения.
Нужна ли такая принципиальность в подобных мелочах? Или это не мелочи?
ВАСИЛИСА-непремудрая
Увы, мне кажется, что Ваш муж в данном случае прав.:)
Посмотрите, что происходит в сознании ребенка: Вы ЧТО-ТО говорите ("не могу!"), ребенок СНАЧАЛА идентифицирует Ваши слова с непосредственным, ПРИВЫЧНЫМ значением ("не может").
А желание получить то, что хочется, ребенка не отпускает. (Естественно!) Он плачет, настаивает на своем, пытась освоить это понятие - "НЕ МОГУ" (действительно ли мама не может, или просто шутит?).

В конце концов Вы...опровергаете СВОИ ЖЕ слова. То есть - показываете, что за Вашим "Не могу!" НА САМОМ ДЕЛЕ стОит - МОГУ (или - "могу, если подольше поплачешь"). Понимаете?

СЛОВО и ДЕЙСТВИЕ (то, что стоИт за словом) у ребенка в сознании РАСХОДЯТСЯ. Через какое-то время он "перестает слышать" слова.
Вам знакомо такое выражение: "Говоришь, говоришь, и все как об стену горохом"?
Мне такие дети (и взрослые!) частенько попадались. :)

Из той же оперы:
-Вася, позвони домой, как придешь из школы!
-Ага.
И - НЕ ЗВОНИТ.
Или:
-Маша, будь дома в 8 часов вечера.
-Буду.
И - ее нет ни в 8, ни в 12.:))

Почему?
Потому, что СЛОВА для Маши и Васи не имеют ЗНАЧЕНИЯ.

Конечно, жалко ребенка. Конечно, хочется поменять свое решение сто раз, лишь бы он не плакал.:)
Но - дети очень быстро ориентируются в родительских слабостях и начинают манипулировать их чувствами. Знакомо, знакомо...:))

Но Ваша задача - дать ребенку ЧЕТКИЕ значения тех слов, которые вы употребляете. И тогда он будет понимать, что СЛОВО не может изменить свое значение в зависимости от громкости и продолжительности плача.:) Да и вообще, громкая речевая атака - не лучший способ получить то, что хочется.:)) Попробуйте НАУЧИТЬ ребенка другим способам, - это будет гораздо эффективнее!

Естественно, существует несколько твердых правил соблюдения последовательности:

1.Старайтесь быть последовательными не только в запретах, но и в выполнении каких-то приятных(для ребенка) процедур. Обещание почитать ему книжку нужно выполнять ТАК ЖЕ строго, как и обещание НЕ читать ее, если ребенок не стал сюблюдать СВОИ договоренности перед Вами.

2.НИКОГДА не обещать того, чего Вы не в состоянии выполнить. ОСОБЕННО это важно в 2-4 года, когда малыш только познает и вас, и законы мира.:)
Если чувствуете, что можете "сорваться", "не выдержать", лучше сдайтесь СРАЗУ.:))
Со временем Вы начнете понимать - что Вы вынести в силах, а что - нет.:) А в глазах ребенка не будете пустозвоном.:)

3.Если какое-то решение ДО Вас уже принял ДРУГОЙ родитель, не оспаривайте этого решения В ЭТОТ РАЗ. НО! Обязательно обсудите с супругом(ой), ЧТО вы будете делать, если подобная ситуация повторится.
Оптимальнее - все же советоваться друг с другом ПЕРЕД принятием принципиальных решений. (Это скорее совет на будущее):))

И еще несколько замечаний по этому поводу.
Минус у такого последовательного воспитания только один: когда ребенок привыкает к Вашей НАДЕЖНОСТИ, он то же самое ждет и от других людей. Ему кажется, что за СЛОВОМ ВСЕГДА стоИт ДЕЛО. Но - люди-то разные встречаются.:) И порой ребенок сильно разочаровывается, когда его "обманывают" (в случае, если учитель или воспитатель сказал и ЗАБЫЛ). Воспитатели начинают жаловаться родителю, что ребенок "не слушает", "не слышит,что ему говорят" и т.д.

Однако, если в ВАШЕЙ семье было принято соблюдать договоренность, то дело тут, скорее всего, в самих педагогах: дети быстро понимают, что можно запросто игнорировать их слова, и иногда пропускают действительно важные вещи.:))

В общем, Василиса, поразмышляйте об этой проблеме внимательнее - именно в ней мне видится исток будущих трудностей:

-капризы и неуравновешенность (ведь никогда ТОЧНО не знаешь, удастся ли победить родителя В ЭТОТ раз или нет!:))

-размытость границ свободы (как следствие - неуверенность ребенка в своих действиях; похоже на минное поле: вчера было МОЖНО, а сегодня почему-то НЕЛЬЗЯ):)

-невнимательность (особенно в школе!)

-безответственность ребенка
(это Вам будет стоить огромных нервов, когда он станет гулять или оставаться дома один).

И, как следствие, ухудшение отношений с родителями, особенно в подростковом возрасте.:))

Дети воспитывают нас гораздо активнее, чем мы их.:) Для того, чтобы создать партнерские отношения с собственным ребенком, нам к столькому приходится приучать себя! Наверное, это мудрость природы: то, что не успели заложить в нас наши родители, с успехом корректируют наши дети.:))

А в воспитании МЕЛОЧЕЙ не бывает.:( Запомните формулу: "Чем мельче ребенок, тем КРУПНЕЕ "мелочь":)))
Ирина Хоменко
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru