На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Сосланд А. И. "Харизматический тренинг."  
|| Цитаты *
==== *
http://www.gi.ru
Выдающийся немецкий социолог Макс Вебер назвал харизмой качество личности, благодаря которому ее оценивают, как особо одаренную. Считается, что такой человек обладает особыми свойствами, не доступными другим людям и может эффективно влиять на других людей, вызывая у них чувство особого доверия.
(…)
Харизма не является абсолютной данностью, каким-то неизменным, монолитным свойством. Она может быть выражена в различной степени, быть слабой и сильной. Она может переживать периоды расцвета и заката. Реальная оценка ее предполагает шкалирование, то есть множество различных степеней выраженности, способов проявления и т. п.

Однако разговор на эту тему в России осложнен целым рядом обстоятельств. Новейшая история России складывалась так, что в ней почти не наблюдается действительно харизматических персонажей. Те же политические деятели, что приобретают определенную популярность чаще всего вовсе не харизматические в собственном смысле этого слова. Дело в том, что они становятся популярными в обстановке, скажем так, харизматического вакуума.

Карьерные усилия в России советского периода, в сущности, не были связаны с умением производить на людей сильное впечатление. Рост к вершинам властной иерархии осуществлялся путем кабинетных игр, демонстрации верноподданичества, умения создавать и использовать связи и т. д. Фактор публичного состязания стал на повестку дня относительно недавно. Однако образ российского политика создавался в основном не благодаря ораторским, коммуникативным и прочим факторам (они и составляют ядро феномена харизмы), а в основном по механизмам проективного делегирования.

Этот феномен определяется тем, что т. н. "рядовой гражданин" проецирует на политика определенные ожидания и идеалы, приписывая ему некие положительные качества.
Сформировав для себя идеальный образ, избиратель делегирует этому политику властно-распорядительные функции. В условиях отсутствия демократического выборного соревнования идеальными свойствами наделяются персонажи, весьма далекие от того, чтобы реально обладать подобными качествами.
Тоталитарные лидеры могут быть вопиюще бездарны как ораторы, беспомощны как организаторы и экономисты, но при этом интенсивный безальтернативный пиар формирует для них нечто вроде харизмы, порой весьма сильной. Эти соображения относятся, например, практически ко всем лидерам Советского Союза, кроме самых первых, завоевывавших власть в ожесточенной борьбе (Троцкий, Ленин, Зиновьев - все, как известно, превосходные ораторы).

Механизм проективного делегирования в утрированно-гротескном варианте описан Х. Л. Борхесом в его известном тексте "Сообщение Броуди": "Племенем управляет король, чья власть абсолютна, однако, я склонен думать, что подлинными властителями являются четыре жреца, которые ему помогают править и которые его ранее избрали. Каждый новорожденный подвергается тщательному осмотру; если на нем находят отметины, оставшиеся для меня тайной, он становится королем Иеху. Тогда его уродуют (He is gelded) - выжигают ему глаза, отрубают руки и ноги, дабы суетность жизни не отвлекала его от дум. Он навсегда поселяется в пещере, называемой Алькасар, куда могут входить только четверо жрецов и двое рабов, которые ему прислуживают и натирают нечистотами. Во время военных действий жрецы извлекают его из пещеры, показывают всему племени, дабы ободрить сородичей, и, подобно знамени и талисману, тащат на собственных спинах в гущу сражения. При этом он тотчас гибнет под градом каменьев людей обезьян".

Долгие годы отсутствия реального гласного политического состязания сделали наших лидеров подобиями короля Иеху. В той или иной степени это относится и к обоим первым президентам - СССР и России. Осложнения и последствия этой болезни сейчас налицо и проявляются в крайней ораторской бездарности и коммуникативной беспомощности большинства современных политиков.
Простое сравнение нашего политика с европейским, а особенно американским дает понять, чего так не хватает нашим. Любой пресс-секретарь Белого Дома США более одарен в этом смысле, чем многие из наших первых лиц. Десятилетия интенсивного выборного соревнования в политике вывели целую породу, сформировали речь, стиль, осанку и т.д.

Кроме того, США, как показал в свое время тот же Макс Вебер, была в значительной степени сформированы протестантскими сектами. Каждая из таких сект являла собой жесткую организацию, во главе которой стоял лидер, обожествляемый своими последователями.

Навыки харизматического влияния, таким образом, коренятся в самых основах американской культуры.
Переход от работы со слепым проективным делегированием избирателя к формированию харизмы политика является насущной задачей в сфере Public Relations.

Немного теории

Харизма есть в первую очередь орудие продвижения идеологии, и только потом - средство карьерного роста в политике. Это важно подчеркнуть, ибо большинство интересующихся проектом "харизматический тренинг" полагают, что речь идет о создании некоей персональной неотразимой, слегка "демонической" привлекательности. Не следует относиться к этому делу только как к определенному артистическому, коммуникативному влиянию на других людей с целью подчинить их своей воле. К сожалению, определенные авторы рассматривают феномен харизмы именно так, на уровне текстов Д. Карнеги "Как приобрести друзей и влияние" и т.п.

Вышедшая недавно в свет книга Николауса Энкельмана "Харизма" выдержана полностью в этом духе. В работе с невзыскательным клиентом можно обойтись и такой рабочей концепцией. Однако настоящая харизма является сложным сложносоставным и многуровневым феноменом, включающим в себя специфическую идеологию, внешнюю неповторимость и еще много факторов, о которых речь пойдет ниже.

Каковы же основные черты харизматического образа, нуждающиеся в проработке?

1. Экстремальная готовность. Очень важно всячески показывать свое намерение пойти до конца за интересы своей паствы. Если такую же готовность продемонстрирует кто-то другой, тогда - он лидер. При этом следует придерживаться также принципа энергетической избыточности. Лидер должен выглядеть обладателем неисчерпаемых энергетических ресурсов. Его последователи должны верить, что он, безусловно, выше любой задачи, которая в принципе может быть поставлена перед ним.

2. Континуальная вигильность. Проще говоря - постоянная бдительность, отслеживание ситуации, фиксация вызовов. Если лидер оставляет без ответа важнейшие вызовы, то ему не следует рассчитывать на что-нибудь хорошее.

3. Идеология спасения. Лидер без идеи - ничто. В этой идеологии должно присутствовать как минимум три элемента: а) Поиск и констатация вызова, на который необходимо дать ответ. Здесь важно отследить и осуществить адекватный выбор вызова. В обществе их существует одновременно великое множество и адекватный вызов выбирается в соответствии с имиджем политика, его психофизиологией, а вовсе не только исходя из актуальной общественной ситуации. Конструируя ответ, мы должны понимать, что на один вызов можно дать множество и наша задача - выбрать верный ответ; б) описание экзистенциального врага, явного или скрытого, его мотивов, тактики; в) указание пути к спасению. Важнейшая задача - адекватное преподнесение новаторской идеологии. Без большой идеи невозможно оказывать серьезное влияние на людей. Как уже сказано, харизма - это в первую очередь способ продвижения идеи в умы и массы.

4. Запоминающийся спектакль. Современная психология уделяет должное внимание такому фундаментальному свойству человека, как стремление к демонстрации. Жажда зрелищ - спектакуломания не более чем форма превращенная более фундаментальной потребности - деиксомании - потребности демонстрировать себя (описано известным современным психологом А. Феликсовой, см. А. Сосланд, 1999).

Эффективная харизма предполагает формирование внешне-театральной стороны деятельности политика. Помимо усилий, направленных на реализацию основных целей, много внимания следует уделять привлечению к ним внимания. Это должно происходить в ярком, динамичном стиле. Лидерство должно быть обставлено соответствующей запоминающейся символикой, эмблемами и слоганами, знаменами и ритуалами.

Все крупные исторические деятели это очень хорошо понимали. Существует определенный набор врожденных артистических качеств, необходимых для того, чтобы оказывать серьезное влияние на людей. Герои прошлых исторических эпох - почти всегда прекрасные ораторы, мастера яркого слова и выразительного жеста. Как минимум, харизматический лидер должен быть человеком, который, что называется, не лезет за словом в карман.
К сожалению, ничего такого о большинстве нынешних лидеров не скажешь.

5. Обновление. Французским психологом М. Арбросом (см. А. Сосланд, 1999) описано некое особое влечение, кайнэрастия, что значит стремление к новому. Подобно голоду и половому инстинкту, кайнэрастия властно требует себе пищи. Харизма кормится новизной. В основе любой крупной карьеры всегда лежит некая оригинальная авторская инициатива.
Харизматическое влияние недолговечно, особенно в нынешних условиях. Мелькая на телеэкране и в газетах, любой публичный политик быстро приедается. Нужно или быть новичком или явиться через какой-то период отсутствия с новыми идеями или в новом обличье. Именно сегодняшняя информационная ситуация оказывает влияние на временную и пространственную избирательность харизмы. Задача политика и его команды - не "расплескать" свою харизму на пути от появления на телеэкране до выборов, а, если повезет, то и после них.

6. Специфическая энергетика. В формировании имиджа харизматической личности должны участвовать противоположные друг другу, зачастую взаимоисключающие факторы. Эффективной оказывается именно игра на контрастах.

Харизматический образ формируется не только жестко-агрессивными жестами или, наоборот, посредством трогательной чувствительности, но именно сочетанием обоих противоположных друг другу элементов.
Например, сексуальная привлекательность оказывается действенной лишь в паре с аскетически- мистическими чертами. Сочетание противоположностей особым образом влияет на состояние сознания людей, пробуждая веру в особые качества носителя этих противоположностей.

Здесь уместен пример Григория Распутина, успешно сочетавшего квазирелигиозность и маргинальный аморализм. Очень выигрышным является сочетание внешней (центробежной) активности и (центростремительной) сдержанности.

Важно умение формировать близость и одновременно оставаться на дистанции.
Ключ к пониманию эффективного воздействия - в измененном состоянии сознания, наподобие того, что имеет место в гипнозе. Наличие противоречивых, парадоксальных черт в образе харизматического или в его пропагандистской деятельности безусловно намного больше работает в сторону такого изменения сознания, подобно тому, как парадоксы, взаимоисключающие противоречия оказываются действенными факторами наведения транса, например, в известной технике "запутывания" в эриксонианском гипнозе.

В своей "Психологии искусства" выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский описывает так называемый бинарный аффект, то есть "аффект, развивающийся в двух противоположных направлениях".
Этот аффект и является сущностью эстетического переживания. Феномен харизмы, безусловно, носит преимущественно эстетический характер.
Глядя немецкую кинохронику нацистского периода, поражаешься тому, сколько у Гитлера было мягкого, нежного, порой трогательно - беспомощного в позе, мимике, жестах. В отдельные моменты он производит впечатление очень кроткой, чистой, искренней, сокровенно-просветленной личности.

Разумеется, все эти благостные черты легко и быстро преходит в громкий крик, истерическую жестикуляцию, напряженный пафос, жесткий текст. Однако, если бы он демонстрировал только "жестко - пафосные" черты своего имиджа, вряд ли его влияние на людей было бы таким выдающимся. Безусловно, исходившие от Гитлера сигналы были содержательно как бы противопоставлены друг другу. Нетрудно предположить, что чем больше выражены присутствующие одновременно взаимно противоположные свойства по каждой отдельной из шкал, тем более сильным будет харизматическое воздействие человека, их в себе сочетающего.

Кто бы что ни говорил, харизма политического лидера должна внушать определенный "страх и трепет". Добряк-жизнелюб нравится, но не притягивает.
Важно иметь ввиду, что страх - это в первую очередь способ изменения состояния сознания, предпосылка своего рода транса. В современной общественной ситуации этот страх, разумеется, не может быть эксплицирован впрямую. Нельзя грозить репрессиями, расправой и т.д. Не те времена: демократия нынче.

Так что, на самом деле остается только один способ осуществить наведение такого рода транса: через некое скрытое послание. Оно может быть отправлено посредством особого взгляда, тона, формы лица, интонаций в голосе и т.д. Текст тоже должен быть сдобрен скрытыми угрозами и непременно касаться борьбы с врагами. Враг может быть назван конкретно или обозначен намеком - в зависимости от ситуации. Очень плохо обстоит дело, когда врага нет - тогда зачем харизма. К счастью, в нашем отечестве такую ситуацию представить себе пока что очень трудно - врагов хватает на всех.

Реально биография харизматической личности строится в процессе целенаправленного поиска больших аудиторий, крупных человеческих масс. Наедине с кем-бы то ни было эффективным политиком не станешь. В формирование харизмы вовлекаются групповые флюиды.

7. Эффективная утилизация неудач. Харизматический лидер должен уметь любое поражение обращать себе на пользу. Так, обсуждая отдельный неудачный случай, который по всем признакам должен был быть несомненно успешным, следует уметь объяснить, что путь, по которому шло развитие событий был выбран абсолютно верно. Однако стихийные, непредвиденные, сверхчеловеческой мощи обстоятельства помешали реализовать то, что было абсолютно верно намечено и детально проработано.

Отсутствие эффекта или ухудшение положения дел могут быть объяснены, к примеру, намерением вызвать или продлить необходимый кризис, каковой сам по себе действует благотворно, и необходимо только дождаться результатов этой благотворности. Если такова оправдательная легенда, то мы можем говорить о парадоксально - кризисной утилизации, назовем это так.

Однако вовсе необязательно говорить о кризисе. Ничто не мешает объявить некое действие свершившимся, однако не проявляющем себя в силу известных причин. Последствия же несомнено проявят себя в будущем. Это темпоральная утилизация, т.е. мы знаем, что эффект неизбежен, он просто немного отставлен во времени.

8. Демонстративная самостоятельность является одной из необходимых составных харизматического имиджа.
Важно подчеркивать, что ты независим ни от кого (кроме, разумеется, своей паствы). Демонстрация независимости должна идти рука об руку с демонстрацией идеологической и иной оригинальности (даже в случае консервативной идеологии). Это и понятно: ведь если ты являешься орудием в чьих-то руках, или основываешься на старой идеологии, зачем тебе быть харизматическим.

Если суммировать все основные харизматические свойства, то общим для них знаменателем окажется постоянный выход за пределы обыденной коммуникации, трансгрессия пересекающая границу рутинного контакта. В воображаемом пространстве на границе контакта создается особое энергетическое поле, очень притягательное для тех, кто в нем окажется.

Важно также понимать, чем харизматический политик отличается от популярного. Если харизматический должен отвечать вышеприведенным критериям, то популярный ограничивается тем, что просто привлекательно выглядит, вызывает симпатию, достаточно успешно выполняет повседневную работу и т. д..
Если брать примеры из области культуры, то популярность и харизма отличаются друг от друга примерно также, как поп-музыка и рок. Ясно, что певцы Филипп Киркоров и Олег Газманов - скорее популярные, в то время как Б. Гребенщиков и покойный В. Цой - скорее харизматические.
К кругу личностей подобного толка относятся, разумеется, не только политики. Все современники отмечали особое обаяние философа Мартина Хайдеггера и гангстера Аль Капоне.

Успешные практические психологи по роду своей деятельности почти всегда обнаруживают склонность к проявлению такого рода черт. Ими, безусловно, обладали, с одной стороны, Зигмунд Фрейд, с другой, в комически-утрированном варианте, - Анатолий Кашпировский.

Особая сфера применения харизматических навыков - уголовная среда. Отсутствие легитимности в криминальном сообществе выводит на первый план необходимость особого эмоционально волевого влияния на сподвижников. Так называемые "понты" (в частности знаменитая "распальцовка"), блатной жаргон - "феня" являются атрибутами спектакля, цель которого - формирование властного влияния. Содержание такого спектакля - демонстрация экстремальной интенции, готовности на все, презрения к опасности. Очень важно здесь постоянное присутствие врага - "карательных органов". Уголовный лидер - непременно "жертва преследований", то есть должен иметь в прошлом солидные сроки, проведенные за решеткой.

Система "понятий" является в этом сообществе эквивалентом идеологии. Психологические механизмы, обеспечивающие особое влияние одного человека на другого, рассматривались еще отцом психоанализа, З. Фрейдом. Мы имеем ввиду его труд "Психология масс и анализ человеческого Я". Одна из основных идей этого сочинения сводится к тому, что в лидере любой "искусственной" массы (будь то войско или церковь) каждый из принадлежащих к этой массе видит как-бы отца, или во всяком случае его отношение к этому лидеру сродни отношению ребенка к отцу.
Чувство преклонения перед лидером и зависимости от него идут рука об руку с желанием идентифицироваться с ним. Обстоятельства таковы, что вынуждают харизматического играть роль, которая сродни отцовской. Они не оставляют всем зависящим от него ничего другого, кроме как инфантильной позиции, одна из главных черт которой - зависимость от авторитета, готовность ему подчиняться.

Другой классик глубинной психологии, Альфред Адлер видел сущность желаний индивида в "недостижимо высокой цели превосходства над всеми, его стремления к власти над всем миром, его несвободы и враждебности к людям, порождаемых этой целью"(А.Адлер, 1995, стр.78-79). Эти соображения затрагивают коренную сущность мотивов харизматического поведения, хотя эти мотивы и не являются для него абсолютно специфическими.

Иллюзии и реальность

Широко распространено мнение, будто харизма - это что-то врожденное, что-то такое, что дано человеку от природы раз и навсегда. Как говорится, или это есть, или этого нет. Конечно, есть крайние случаи, то, что можно назвать харизматическая дебильность. Этот недостаток вовсе не предполагает наличия интеллектуальной неполноценности. Харизматически дебильными могут быть люди весьма интеллектуально одаренные.

Недооценка харизматического фактора - очевидный просчет большинства политиков, демократической части политической элиты. Здесь дело видимо в том, что любая демонстративность может показаться неприемлемой для традиционного интеллигентского сознания. Любой интеллигентский поведенческий кодекс, писаный или неписаный, конечно же, предписывает неброскую внешность, и неприметное поведение в сочетании с подчеркнутой деликатностью, рефлективностью, жертвенным самоотречением, а главное - демонстративным отсутствием властных устремлений.

Интеллигентский нарциссизм отдает предпочтение имиджу искателя "духовной свободы", духовного роста в сочетании с презрением к "толпе", "суете", "карьеризму", "политиканству" и т. п. Именно с этим связаны предрассудки, которые губят политическую карьеру многих достойных людей. Они категорически не желают работать над собой, отговариваясь фразами вроде: "Я не собираюсь кривляться", или: "Это все очень цинично". Совершенно ясно, однако, что достаточно эффективную харизму можно строить, опираясь и на такие принципы. Возможно построение привлекательного имиджа на основе идеологии духовного служения, самоотречения, интеллигентских ценностей и т. д. Нет ничего невозможного в совмещении интеллигентских идеалов и харизматических черт. Ясно, однако, что здесь не приходится рассчитывать на чрезмерно большую паству.

Вообще же это очень хорошее дело - лишить монополии на харизматический имидж пафосных радикалов и прямолинейных государственников-ксенофобов.

С другой стороны, неприятие харизматического дискурса связано с определенным нарцистическим самоощущением большинства представителей современной политической элиты. Многие из них всерьез убеждены в том, что сам факт их пребывания в публичной политике, а тем более избрания на некий пост автоматически делает их харизматическими. За харизму сплошь и рядом принимают привлекательные внешние данные, эстрадную популярность, наличие так называемых хороших манер, профессиональный авторитет, или же мало-мальски сносные ораторские и полемические способности.

Другой канал сопротивления дискурсу на тему о харизме связан с предрассудком, имеющим широкое хождение. Считается, что харизматическая личность - непременно крикливо-агрессивный персонаж, со склонностью к тоталитаризму. В худшем случае речь идет о Гитлере или Фиделе Кастро, в лучшем - о Жириновском. Этот предрассудок можно преодолеть только одним способом - основательной проработкой этой тематики. Для таких умозаключений нет и не может быть никаких теоретических оснований. Просто на определенном историческом этапе политическое лидерство оказалось связанным с такого рода обстоятельствами. Разумеется, в сегодняшнем политическом контексте, харизматическое господство никак не может ориентироваться на тоталитаристские идеалы.

Является ли харизма исключительно врожденным качеством, которое нельзя выработать и развить, или же приобретенным - вопрос этот абсолютно неразрешим. В любом случае, ориентируясь на параметры, определяющие харизму, мы видим нашу задачу в том, чтобы участники тренинга сумели распознать в себе, проявить, выработать, развить свои харизматические способности. Не существует абсолютно харизматических или абсолютно нехаризматических личностей. Есть те, кто достаточно осознал и проработал в себе все это и те, кто сделал это недостаточно.
 
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru