На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Образовательные ценности: КАКОЙ ЦЕНОЙ?  
|| Научный факт *
==== *
"Родительское собрание - Parents' club" , сентябрь 2000 г.
Что больше всего ценит ребенок? А его родители? Что первостепенно для школы? Что необходимо сделать для того, чтобы совместить интересы тех и других и не потерять при этом ценности вечные, важные при любом государственном строе, в любом обществе, во все времена? Об этом и не только об этом пойдет разговор на традиционном августовском городском педагогическом совете. Его тема - "Образовательные ценности на рубеже веков".

Накануне этого события об этом же беседовали заведующая кафедрой социологии образования Санкт-Петербургского Университета педагогического мастерства, доктор социологических наук, профессор Елена Эмильевна Смирнова и редактор газеты Мария Басина.

Что для нас важно?

- Елена Эмильевна, если попытаться выстроить определенный рейтинг ценностей, как он будет выглядеть? Что в этом, как сказали бы подростки, хит-параде неизменно из года в год, а что перемещается с одного места на другое?

- Многолетние социологические исследования свидетельствуют о том, что сами понятия, которые люди определяют как самое важное, самое главное в жизни, пожалуй, в значительной степени представляют собой постоянный набор. Сегодня он выглядит так - называю в порядке приоритетов:
здоровье, семья, а значит и дети,
материальное благополучие,
образование.

Хочу отметить, что на первых трех местах - базовые ценности, витальные, ценности жизни, без которых невозможно существование человека.

И сразу же вслед за ними идет образование. 59% считают образование ценностью, почти такой же важной, как и те, без которых невозможна жизнь. Это очень высокий показатель. Кстати, традиционный для Петербурга.

Вслед за образованием идут: работа, уважение окружающих, дружба (иначе говоря - социальные контакты).

Затем - духовность.
За ней - любовь, интеллект, карьера, независимость.
На последнем, тринадцатом месте - родина. Есть о чем порассуждать, не правда ли?

Все это - ответы родителей достаточно взрослых детей - 9-11-классников. Это их ценности. Это то, чего они хотели бы для себя. Но мамы и папы как правило транслируют свои представления на детей, причем, бывает, и достаточно жестко.

- Следовательно, занимающее достойное четвертое место образование, наверняка является той ценностью, которой родители непременно хотят одарить своих детей. Но образование - понятие такое широкое! Можно ли назвать более конкретные стремления родителей в этой области?

- Можно. Например, около 80 процентов родителей мечтают дать детям высшее образование. Насколько это реально? Сможет ли потом сын или дочка найти работу по профилю образования - об этом пока не задумываются. Но хотят. Так же как хотят в гимназические и специализированные классы, школы с углубленным изучением каких-либо предметов. К сожалению, не всегда это желание соотносится с возможностями ребенка. Впрочем, как и с возможностями школы.

Отвечает ли школа нашим ожиданиям?

- Если все это ценно для родителей, то, по-видимому, должно быть значимо и для школы, насколько она сегодня соответствует ожиданиям общества?

- Если коротко, то можно сказать, что сегодня - в значительно большей степени, чем прежде. Это очевидно. Но это вовсе не значит, что здесь нет проблем. Меня, например, очень беспокоит, не является ли предложение родителям многочисленных образовательных услуг просто желанием выжить? Сегодня школа прекрасно понимает: родитель готов платить за то, что считает ценным и важным. Это сообразно ситуации и с одной стороны совсем не плохо.

С другой - при таком подходе могут быть потеряны интересы самого ребенка, забота о его здоровье, свободном времени... Напичкивание знаниями еще не есть образование. Это не всегда понимают родители, не всегда и школа отдает себе отчет в том, что набор знаний, даже самый обширный набор, может оказаться бесполезным, если ребенок не знает, как их применить, если эти знания ложатся не на подготовленную почву, которой, безусловно, является общая культура.

Кстати, в последнее время ежегодно растет число людей, отмечающих как ценность общекультурное развитие. И этого очень многие родители ждут именно от школы.

- Ну, а сама школа какие приоритеты сегодня выбирает?

- Любопытно, что еще три-четыре года назад учителя, отвечая на вопросы анкеты, писали о том, что главная задача школа - "передача знаний", сейчас акцент сменился на "самостоятельное мышление ребят". Именно развитие способностей, мышления, самостоятельность школьников ставят сегодня на первое место педагоги.
Школа, как и родители, стремится расширить общекультурный кругозор детей. И хотя реализует она эту задачу в основном через обучение, специфические школьные предметы, такие как история и культура Санкт-Петербурга, мировая художественная культура, музыка, изобразительное искусство, нельзя не заметить, что и сама атмосфера школы, которая целенаправленно занимается формированием кругозора детей, меняется.

Посещение театров, музеев, концертов, работа школьных кружков дают ребятам возможность не только накапливать знания, но и осваивать культурный опыт предыдущих поколений, говорить на одном языке со старшими. Грустно, когда, услышав имя "Рафаэль", ребенок в первую очередь вспоминает о черепашке из мультика, и только потом с трудом соображает, что еще и художник такой был...

К счастью, и родители, и школа объединены общей тревогой: если мы потеряем общий язык, который дает нам общая культура, мы потеряем связь поколений.

- В чем еще ценности школы и родительские совпадают?

- В желании научить ребенка ориентироваться в жизни. Но здесь стоит сказать, что хотя многие педагоги понимают необходимость такой работы, школа здесь сильно запаздывает в силу самых разных причин. Уйдя от "советских" принципов воспитания, школа пока еще только ищет свой путь.

А между тем, необходимость чувства локтя и поддержки ощущают и родители и дети, и те и другие испытывают дефицит "со" - сопричастности, соучастия, сопереживания.

- И созидания?

- И созидания тоже. Многие хотели бы, чтобы ребенок научился в школе не только взаимодействовать с другими людьми, участвовал бы в каком-то значимом деле, но и получил бы профессию. И за это родители, представьте, готовы платить.

Кто за что готов платить

- Ну вот и мы и подобрались к самой больной теме, к ценностям в прямом и переносном смысле слова. Вы хотите сказать, что есть научные данные о том, что родители испытывают желание заплатить за определенные услуги школе?

- Есть такие данные. Прежде чем их привести, хотела бы заметить, что это результаты социологического опроса родителей, проживающих в Курортном районе, где меньше возможностей, чем в центре города для занятий в кружках, меньше гимназий, специализированных классов. Уровень обеспеченности отвечавших на вопрос "что бы вы хотели видеть в своей школе при условии дополнительной оплаты?" никак нельзя назвать высоким: 57% респондентов отметили, что им хватает средств только на текущие расходы (питание, транспорт, оплата коммунальных услуг), а 29% могут позволить себе помимо текущих расходов откладывать деньги на дорогостоящие покупки, при этом мы не уточняли, что именно считают эти люди дорогостоящим. Так за что же готовы платить родители?
за индивидуальные занятия со слабыми учениками - 30%
за дополнительные занятия по подготовке в вуз - 64%
за занятия иностранными языками - 41%
за обучение компьютерным технологиям - 40 %
за спецкурсы по различным предметам - 10%
за обучение конкретной профессии - 34 %
за кружки - 3%

Убеждена, что все эти цифры, проводи мы такое исследование в Центральном, например, районе, были бы выше на 10 -12 процентов.

Все это говорит о том, что родители, во-первых, понимают, что далеко не все школа может делать из бюджетных средств, а во-вторых, готовы вкладывать в образование детей деньги даже тогда, когда семья живет более чем скромно. Вообще приоритет образования, профессии перед сугубо материальными ценностями - черта, свойственная петербургской интеллигенции, которая даже в трудные времена отмечает, что для нее важны не материальные блага как таковые - чем больше, тем лучше, а лишь достойный уровень жизни.

Не хотелось бы, чтобы школа, оказавшаяся в трудных условиях, злоупотребляла этим свойством петербуржцев и рассматривала бы родителей исключительно как экономических доноров.

Родители еще не стремятся к управлению школой

- А хотят ли родители исполнять в школе другие, важные и значимые роли?

- В одной из анкет мы задали родителям такой вопрос: как вы хотели бы построить свои отношения со школой - быть только информированным или принимать участие в решении важных вопросов? 66% хотят знать решения школы, связанные с содержанием учебных программ, 54% хотят обсуждать введение новых предметов, но только 11 - 15 % готовы активно участвовать в обсуждении учебных программ, организации кружков и секций.

Большинство родителей не стремятся участвовать в жизни школы, многие не имеют гражданской позиции по отношению к собственным детям. Результаты опроса показывают: родители видят многие проблемы, но подставить свое плечо школе пока не торопятся.

- Но должны же мы понять: пока родители не станут отстаивать свои права, давать свою оценку деятельности школы, участвовать в ее управлении, школа будет оставаться автономной самодостаточной системой, на которую общество повлиять практически не сможет!

- Конечно, если мы ждем от школы движения к демократизации, гуманизации, если хотим внимания к личности ребенка, создания комфортных условий для обучения, то есть всего того, что мы сами считаем ценным и важным, родители должны занять значительно более активную позицию.

Хочу отметить, что, по нашим наблюдениям, в тех школах, где есть органы детского или родительского соуправления, где действуют совет школы или попечительский совет, да практически любая общественная организация, - более благожелательная атмосфера, более открытый и свободный стиль общения, там развивается и детское и педагогическое творчество, система дополнительного образования.

Даже традиционный родительский комитет, даже не самый активный, меняет школу, делает ее более подвижной, более лояльной к родителям и к ребенку.

Вот почему мне хотелось бы сказать родителям: не ждите от школы приглашения, будьте активны сами, а если школа приглашает к диалогу, не отказывайтесь от него. Родители подчас даже не подозревают о том, какими обширными правами они как заказчики образовательных услуг располагают. Умение ими пользоваться и отстаивать их - на благо детей.

И не стоит думать, что школа неприступна, что ей безразлично ваше мнение. Школа ищет свое лицо, самоопределяется. Быстрее и эффективнее это будет происходить при участии родителей.
Исследования
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru