|
|
|
|
|
Исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показало, что за последние три года в России произошла резкая смена во взаимоотношениях поколений. Кратко ее можно охарактеризовать так: между "отцами" и "детьми" растет пропасть непонимания.
За это время заметно (с 22 до 42%) возросла доля респондентов, полагающих, что между этими поколениями нет и не может быть понимания ввиду разного жизненного опыта. Соответственно, заметно уменьшилась вера в то, что возможность взаимопонимания между поколениями обеспечивается тем, что все мы живем в одной стране и являемся гражданами одного государства.
Около половины респондентов из самой молодой (18-24) и самой старшей (старше 60 лет) групп (49 и 50% соответственно) полагают, что поколения "отцов" и "детей" не в состоянии понять друг друга. В то же время в остальных возрастных группах так считают несколько реже - от 34 до 39% опрошенных.
Богатые и высокообразованные россияне несколько более оптимистично смотрят на проблему. Невозможность взаимопонимания между этими поколениями чаще отмечают опрошенные с начальным образованием (46%, в то время как среди респондентов с высшим образованием - 38%), а также - заметно чаще - респонденты с низкими доходами. Так, среди респондентов с душевыми доходами менее 1500 рублей в месяц этой точки зрения придерживаются 52%, в то время как среди респондентов с душевыми доходами более 5001 рубля - лишь 29%.
Современной российской молодежи чаще всего респонденты приписывают такие качества, как агрессивность (50%), цинизм (40%), активность и инициативность (38%), образованность (30%). И крайне редко к молодежи относят бескорыстие (1%), искренность (3%) и честность (3%).
Типичные качества людей старшего возраста - трудолюбие (62%), патриотизм (46%), душевность (21%). И очень редко к ним относят агрессивность и цинизм (по 4%).
Респонденты из разных возрастных групп в целом сходно выстраивают иерархию типичных качеств и молодого, и старшего поколений. Впрочем, логично, что, характеризуя молодежь, 18-24-х и 25-34-летние респонденты несколько чаще акцентируют внимание на ее положительных качествах, а респонденты старше 60 лет - на отрицательных. И наоборот, выделяя типичные черты людей старшего возраста, опрошенные из старших возрастных групп чаще, чем респонденты из молодежных групп, подчеркивают позитивные качества старшего поколения.
Так, например, агрессивность молодежи отметили 59% респондентов старше 60 лет и 41% респондентов 18-24 лет, ее цинизм - соответственно 44 и 31%. А образованность молодежи подчеркнули 24% опрошенных старше 60 лет и 37% 18-24-летних, верность товарищам - соответственно 5 и 17%. Что же касается качеств, в наибольшей степени присущих людям старшего возраста, то их трудолюбие отметили 66% респондентов старше 60 лет и 55% - 18-24 лет, душевность - 23 и 16% соответственно.
Кумиры современной российской молодежи, по мнению опрошенных, - это, прежде всего, поп- и рок-звезды, представители "золотой" молодежи (47%), успешные бизнесмены, олигархи (38%), герои телесериалов (30%) и спортсмены (22%). И редкие респонденты относят к кумирам молодежи революционеров (1%) и современных отечественных политиков (4%), за исключением В. Путина, которого кумиром молодежи назвали 10% опрошенных.
При этом респонденты 18-24 лет заметно чаще, чем в среднем по массиву опрошенных, к кумирам молодежи относят поп- и рок-звезд, "золотую" молодежь (52%), успешных бизнесменов, олигархов (42%), спортсменов (37%), В. Путина (14%). Интересно, что представления респондентов с высшим образованием о кумирах молодежи заметно ближе мнению самой молодежи на эту тему, чем представления опрошенных с начальным образованием.
Общероссийский опрос проведен 26-27 июня 2004 г. в 100 населенных пунктах 39 областей, краев и республик России. Опрашивалось 1538 чел., интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|