|
|
|
|
|
В России большинство этих детей - граждане РФ. Они пользуются всеми соответствующими правами. Но с молчаливого согласия воспитателей и учителей их могут годами травить сверстники в детских садах и школах.
Их преследуют оскорбительные замечания и неуместное любопытство прохожих, в дни "праздников", отмечаемых скинхедами, им не рекомендуют выходить из дома.
На улице у подросших метисов постоянно проверяют документы. Потом у них могут начаться проблемы с приемом на работу…
Точных данных о числе детей-метисов в России нет. Далеко не все они рождаются в официально зарегистрированных браках. Нередко матери оставляют таких детей в роддомах и домах ребенка, пользуясь при этом правом не называть национальную или расовую принадлежность отца, случайно, а иногда умышленно называя ее неточно. В метрике ребенка-метиса в таких случаях может фигурировать, например, отец-"грузин арабского происхождения".
С начала 90-х годов был отменен жесткий порядок регистрации и постановки на консульский учет граждан, прибывших из России в африканские государства. С тех пор данные, предоставляемые консульской службой МИДа, утратили точность. Во время эвакуации русских женщин из зон вооруженных конфликтов в Республике Конго, Руанде и других странах Африки на места в самолетах МЧС претендовало значительно больше русских женщин с детьми, чем предполагалось на основе консульской статистики. (Крылова Н. Гражданско-правовые приключения детей-метисов в России, или загадки отцовства)
По оценкам специалистов Института Африки РАН, в России и за рубежом живут около 40 тыс. людей, родившихся от афро-русских браков. Каждый четвертый из них еще не достиг совершеннолетия.
Есть приблизительные данные по Москве и Московской области: от четырех до девяти тысяч метисов - детей и взрослых.
Среди метисов, родившихся в афро-русских семьях, немало детей дипломатов, бизнесменов, ученых. Вместе с родителями они переезжают из страны в страну.
Эти дети получают хорошее образование, многие владеют двумя и более языками. Большинство из них вполне благополучны, однако у такого образа жизни есть свои издержки: детям слишком часто приходится приживаться на новом месте, они не успевают обзавестись друзьями…
Дети африканских студентов, окончивших российские вузы, иногда вместе с родителями уезжали в Африку. Но многим смешанным семьям из-за военных конфликтов впоследствии пришлось вернуться и столкнуться с теми же проблемами, с которыми вынуждены мириться афро-русские семьи, оставшиеся в России.
Восемь из десяти детей-метисов в России воспитывают матери-одиночки. Такие цифры называет основатель Фонда "Метис" Эмилия Менса. Дочь афроамериканского фермера и украинки, уехавшая из СССР в Гану, на родину мужа, после его смерти вернулась в Россию с детьми. Региональный благотворительный общественный фонд помощи детям от расово-смешанных браков она создала еще в начале 90-х, официально он был зарегистрирован лишь в 1999 году.
По убеждению Эмилии Менсы, детям-метисам в России нужна особая поддержка. Трудности, с которыми они сталкиваются, не сводятся к низкому достатку, характерному для подавляющего большинства неполных семей. Конечно, фонд помогает, например, женщинам с детьми-метисами, приехавшим из провинции или из стран бывшего Союза на заработки в Москву (таких случаев достаточно много).
По просьбе сотрудников фонда "Метис" в посольствах женщинам дают рекомендательные письма, которые помогают устроить ребенка в детский сад или школу. Малоимущие с детьми-метисами получают гуманитарную помощь от некоммерческих организаций, поддержку оказывают представители африканских землячеств.
Решить проблемы, которые привносят в жизнь детей-метисов сверстники и их родители, воспитатели, школьные учителя, случайные прохожие, акцентирующие внимание на внешности ребенка, значительно сложнее.
Школа самоидентификации, которую проходит каждый ребенок, для метиса оказывается особенно суровой, считает Наталия Крылова, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Африки РАН.
Перед ребенком встает вопрос, в какую культуру интегрироваться – в культуру матери или в культуру отца. Параллельно маленькому метису приходится постоянно защищаться от бытового расизма.
У Игоря (все имена детей в статье изменены - прим.ред.), сына африканского студента и русской женщины, серьезные проблемы начались с поступления в школу. За несколько месяцев дети задразнили его до такой степени, что мальчика пришлось перевести в другую школу. Там продолжалось то же самое, пока за Игоря не вступился классный руководитель, который не поленился поговорить с родителями одноклассников Игоря, обсудить с ребятами причины постоянных ссор. В результате школьный конфликт удалось уладить.
Потом семья переехала в другой район. Во дворе подростка избили. Как рассказала бабушка Игоря, семье удалось добиться передачи дела в суд, но потом иск пришлось отозвать из-за угроз родителей "мальчика из хорошей семьи", затеявшего драку.
Дети и подростки, пострадавшие от расизма, учатся сопротивляться агрессии, которая может быть направлена на них в любой момент. Находясь в постоянном напряжении, они способны без очевидной необходимости пойти на крайние меры.
Недавно популярная московская газета описывала инцидент, произошедший в одном из спальных районов столицы: случайному прохожему было достаточно сказать несколько обидных слов, чтобы парень-метис бросился на него с ножом. Удар оказался смертельным. Потом Антон объяснил свое поведение тем, что решил, будто обидчик собирается напасть на него, и ударил первым.
За несколько часов до этого сотрудники дискотеки, на которую собирался пойти Антон, сказали ему: "Сегодня здесь будет проходить вечеринка для белых".
Ученые считают, что в Европе и Америке, где веками вырабатывалась культура взаимоотношений между колониями и метрополией, бытовой расизм имеет классические формы. В России же наблюдается феномен "архаического синдрома".
"Неприязнь, подозрительность, публичная грубость, даже брезгливость могут сочетаться с почти наивным любопытством, великодушием, покровительством и преданностью", - так характеризует "расизм по-русски" Н.Крылова (Крылова Н. Расизм по-русски).
"Черно-белые" браки у нас начали заключаться относительно недавно, с начала грандиозного политико-образовательного эксперимента 50-х годов, когда молодые африканцы начали приезжать на учебу в СССР. К расово-смешанным семьям россияне просто не успели с тех пор привыкнуть. Все еще действует стереотип, согласно которому брак с африканцем – позор для русской девушки и ее семьи.
Такая женщина воспринимается общественным мнением либо как безнадежная кандидатура на местном рынке невест, либо как девица легкого поведения, либо как искательница приключений, авантюристка.
Обычно элементы "архаического синдрома" проявляются в период крупных общественных преобразований, отмечает Н.Крылова. Происходит одновременный всплеск шпиономании, интереса к оккультным наукам и неприятия людей, не похожих на большинство.
До начала 90-х от "архаического синдрома" метисов защищала идеология интернационализма. Потом защита ослабла.
Актуальность проблемы детей-метисов современное российское общество в основном не осознает. Когда представители фонда "Метис" пытаются налаживать контакты с российскими коммерческими организациями, финансирующими некоторые социальные проекты, им отвечают, что есть и более нуждающиеся благополучатели. Представители госструктур говорят: “Ваши дети ходят в школы, чего же вы еще хотите?”.
Н.Крылова рассказывает, как один депутат Госдумы в частной беседе возмущался поведением матерей метисов: “А чего они жалуются? Сами виноваты. Надо было думать, за кого замуж выходить и от кого детей рожать!”.
Эмилия Менса прогнозирует дальнейший отток афро-русских семей в африканские страны, в США, Канаду, Голландию – туда, где государство дорожит своими гражданами независимо от цвета кожи, где бытовые стереотипы не действуют на государственном уровне.
Несколько лет назад одна российская семья взяла на воспитание девочку-метиску. Приемные родители вкладывали в ее воспитание очень много сил. Вскоре выяснилось, что у нее хороший голос. О юном даровании, подрастающем в провинции, заговорили.
И вот однажды приемным родителям позвонили представители органов опеки и предложили отдать девочку на международное усыновление: мол, вы уже люди немолодые, да и о судьбе самой Маши подумайте. Приемные родители с негодованием отказались. “А я бы отдала! – говорит Эмилия Менса. - Чем терпеть бесконечные оскорбления из-за своего цвета кожи здесь, лучше жить там, где не будешь чувствовать себя чужой”.
В последние годы в общеобразовательных школах идут уроки толерантности. В Москве и регионах проводятся конференции, посвященные проблеме ксенофобии. По мнению Н.Крыловой, было бы полезно для детей, интересующихся культурой Африки, создать этнические центры по модели советских клубов интернациональной дружбы.
Оценить эффективность этих усилий можно будет лишь через годы. В любом случае последнее слово останется за семьей. Результат будет зависеть от отношения к "своим" и "чужим" папы и мамы, которое воспроизводит ребенок, и изменить которое с помощью законов и школьных программ ох как непросто.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|