|
|
|
|
|
Об этом удивительном для меня обычае я узнал на семинарских занятиях по социологии. Когда я излагал разделы детских дворовых игр и развлечений, которые предлагалось описать студентам в рамках темы Социология детства , я услышал реплику: "А мы голубей хоронили!" - "Что?" - удивленно переспросил я. "А мы кошку хоронили", - тут же отозвался кто-то. Я, пожав плечами, согласился включить и эту рубрику в раздел описания социологии детства.
В результате оказалось, что похороны животных весьма распространенная форма досуга или организации повседневности детей и подростков. Вскоре число описаний похорон собак, кошек и птиц превысило всякие разумные пределы. В настоящей работе я приведу несколько наиболее ярких описаний:
"Хоронили мы настоящих умерших животных голубей, кошек. За домом мы устраивали своеобразный ритуал погребения. Сначала, как и положено, мы рыли небольшую ямку, затем умершую птичку ложили в коробочку, похожую на гроб, обматывали разными тряпками и закапывали. Делали обязательно горку, обкладывали ее разными стеклышками, камешками. Ставили памятник. Памятником был большой, плоский камень или скрещенные в виде креста палочки. Обязательно какое-то время носили цветы. И, как правило, всех хоронили в одном месте. Но нашей мечтой было сфотографировать животное при жизни и на памятнике наклеить фотографию, как на самом деле" (Светлана К., факультет дошкольного воспитания, 4-й курс, начало 1990-х гг.);
"Похороны птиц и животных. Внешне эта игра (обряд) напоминала настоящие похороны. Птицу или кошку мы хоронили в ящике для помидор (для рассады), за что раз даже получили. Приносили гроб на кладбище, пели похоронные марши, говорили слова, плакали, ложили гроб в вырытую ямку, а потом каждый бросал горстку земли; ставили крест (две накрест связанные палочки), ложили цветы" (Ирина П., факультет русского языка и литературы, 4-й курс, начало 1990-х гг.);
"Мы лишь однажды хоронили голубя. Для этого мы с подругой завернули голубя в красный лоскут, выкопали ямку в лесу, закопали и на могилу положили две палочки в форме крестика, а вокруг могилы мы улаживали камешки, чтоб было видно. Мама говорит, что они в детстве тоже хоронили птиц, животных (моей маме за пятьдесят). Для этого они укладывали птиц в коробки, в которых уже была сделана постель (небольшие подушечки, одеяла, простыня), закрывали коробку и закапывали. А сверху тоже вкапывали крестик" (Елена О., факультет русского языка и литературы Шадринского пединститута, 4-й курс, начало 1990-х годов).
Итак, вырисовываются некоторые черты описываемого обряда: воспроизводится обряд человеческих похорон, причем в их христианском изводе; дети занимаются этим азартно, добровольно, с запасом (украшения, сожаление об отсутствии фотографии и т.д.); обычай этот существует как минимум с 1950-х 1960-х годов и, вероятно, передается из рук в руки, из уст в уста. Участие в похоронах животных один из способов социализации детей, один из способов приучения к смерти, к ее обыденности и даже своеобразной красоте, один из способов выработки сострадания к живым существам.
Как бы то ни было, фиксирование довольно распространенного обряда игры в смерть среди детей и подростков, на мой взгляд, обогащает проблемное поле социологии, педагогики и психологии. Всякий закрепленный обряд реализует какую-то потребность, выполняет какую-то функцию и одновременно выращивает какие-то качества, психические новообразования , смысловые конструкции.
Обнаружение и называние (артикуляция) современного детского обычая (ритуала, обряда) должно стать еще одним кирпичиком для будущего здания целостной, основанной на междисциплинарном синтезе науки о детстве.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|