На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Психология и педагогика: Учебное пособие  
|| Аннотации *
==== *
Психология и педагогика: Учебное пособие
Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; отв. ред. канд. философ. наук, доцент В.М.Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 175 с. ISBN 5-86225-773-X (ИНФРА-М), ISBN 5-7014-0163-4 (НГАЭиУ)

В процессе чтения данного учебного пособия возникает и не находит разрешения мучительный вопрос: зачем? Зачем коллектив авторов - в количестве 12-ти(!) человек - предпринял написание этой книги? Какие цели преследовались, какие решались задачи?
Ответить на эти вопросы, исходя из самого текста, весьма сложно. Набившие оскомину бессодержательные фразы вроде: "авторы... ставили своей целью не только представить определенную систему знаний, но и побудить студентов к активной, преобразующей деятельности" (с. 7), не столько отвечают на вопросы, сколько порождают новые. В данном случае неясно, какого рода деятельность имеется в виду, и что, собственно, студенты должны преобразовывать?
Правда, в предисловии делается вялая попытка определить новизну и специфику подхода к предмету. В частности, декларируется, что психология и педагогика рассматриваются в книге как взаимосвязанные и взаимодополняющие дисциплины, а не в качестве обособленных областей знания (как их описывает, например, широко известный автор-многостаночник А.А.Радугин в своем пособии "Психология и педагогика"). Однако эта декларация таковой и остается: четыре раздела книги существуют практически независимо друг от друга и не связаны между собой некой сквозной идеей.
Два из них посвящены исключительно психологии (раздел II "Психология познавательных процессов" и раздел III "Психология личности"). Впрочем, здесь изначальный замысел еще дает о себе знать: при обсуждении основных проблем психологии "затрагиваются и их некоторые педагогические аспекты" (с. 6). (Обратите внимание на осторожность формулировки. Курсив мой - Н.К.). Однако к последнему разделу (раздел IV "Педагогика") авторы, похоже, окончательно забывают свою исходную задачу, и педагогическая часть просто повисает в воздухе, не будучи подкреплена ни предыдущим текстом, ни каким-либо внятным заключением (заключение в пособии вообще отсутствует).
Но оставим структуру и обратимся к содержанию. Магическое заклинание - "издание составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом" (с. 6) - будучи воспроизведенным с самого начала, полностью лишает авторов интеллектуальной самостоятельности и творческих потенций: книга, поистине, стандартна в худшем смысле этого слова. Подборка тем и порядок их обсуждения практически не отличают ее от многих уже существующих изданий. В частности, в разделах, посвященных психологии, ряд параграфов (из глав "Внимание", "Мышление", "Личность", "Темперамент") представляют собой не что иное, как краткий конспект известного учебника Р.С.Немова "Психология". - М.: Просвещение: Владос, 1994. Причем "конспект" в данном случае - слишком мягкое определение, поскольку наличие в пособии довольно объемных незакавыченных цитат из вышеназванного учебника, по сути, позволяет говорить о плагиате.
Определения основных психологических понятий также не отличаются особой оригинальностью, полностью отвечая духу и букве традиционной диалектико-материалистической психологии. Раздел "Психология познавательных процессов" воспроизводит основные положения теории отражения, и главное здесь - ни в коем случае не перепутать, что именно и каким образом мы "отражаем" в каждом конкретном случае. И если вы не запомните, что ощущение - это непосредственное отражение отдельных свойств предмета, восприятие - тоже непосредственное, но целостное отражение, а мышление - отражение не только целостное, но и опосредованное, - если вы это не прочувствуете и не поймете, - грош вам цена как психологу и педагогу! Впрочем, сами создатели пособия, похоже, воспроизводят подобные дефиниции "на автомате", не особенно заостряясь на их смысле. Иначе чем объяснить, например, тот факт, что, определив психику как "внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром" (с. 14), авторы в следующей же строке заявляют, что психика присуща и животным. Не вдаваясь в существо проблемы, заметим лишь, что соблюдение законов формальной логики - непреложное требование к любому научному труду.
Что касается педагогического раздела, то его основная идея выражается известной некрасовской строчкой - "Сейте разумное, доброе, вечное... Спасибо Вам скажет сердечное русский народ". Бесконечные призывы к демократизации, гуманизации и самореализации делают раздел достойным названия нового "кодекса строителей капитализма". Штампованный язык, занудное морализаторство и неуместная патетика в основном удручают, хотя порой и веселят. Например, рассуждая о том, сколь важную роль в формировании нравственно-психологического образа современного преподавателя играет его внешний вид, авторы пишут: "Как правило, педагоги предпочитают деловой стиль одежды, подчеркивающий скромность, аккуратность, символизирующий глубину человеческого характера" (с. 160). Интересно, где приобретают педагоги свою уникальную спецодежду, способную недвусмысленно указать на их душевные глубины?
Или: в главе о семейной педагогике и воспитании, в числе необходимых условий превращения ребенка в "идеально нормальную личность" указывается и такое - "регулярный радостный общественно-полезный труд в присутствии ребенка" (с.165). Вспоминается известная клоунская реприза: весело взяли бревнышко, и весело понесли... Стоп! Я же сказал - ве-се-ло!
Итак, вернемся к исходному вопросу: зачем? Ясно, что ответ на него лежит за рамками книги; вероятно, здесь следует вспомнить о социально-институциональных нормах функционирования отечественной науки. ВУЗовские планы научной работы, принуждающие преподавателей в обязательном порядке периодически "заниматься наукой", безразличны к такой мелочи как вдохновение: к определенному сроку кафедра должна отчитаться в проделанной работе и предоставить свидетельства - диссертации, учебники, учебные пособия и проч. Возможно, в данном случае мы и имеем дело с плодом подобного планирования.
Остается лишь надеяться, что студент, увидев пособие на книжном развале, не удостоит его вниманием, и в этом смысле весьма непритязательно оформленная обложка - скорее плюс (пожалуй, единственный), чем минус.

(«Русский журнал» - Образование - http://www.russ.ru/edu/99-04-22/kozhin.htm)
Наталья Кожинова
Эту аннотацию мы разместили здесь не столько ради того, чтобы покритиковать коллег, написавших данный учебник, сколько для того, чтобы те, кто пишут вузовские учебные пособия, учитывали эти критические замечания в своей дальнейшей работе.
(И.Х.)
Добавить аннотацию

Главная |  Карта сайта |  Форумы

Для вас в нашей компании имитация бруса из лиственницы для всех желающих.
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Хоменко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать!
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru