На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Хуторской А.В.  "Современная дидактика"
|| Аннотации *
==== *
Хуторской А.В. Современная дидактика:Учебник для вузов.СПб.: Питер, 2001. 544 с.

Учебники по дидактике в нашей стране не издавались давно — последним был переведенный с польского "Основы общей дидактики" Ч.Куписевича (1986).
В учебниках по педагогике обычно присутствует раздел "Теория обучения", но, как правило, в нем недостаточно отражены современные особенности развития школьного образования: за рамками остаются инновационные технологии, формы и методы обучения, необходимые для подготовки студентов психолого-педагогических специальностей. В связи с этим нельзя не отметить тот факт, что недавно в серии "Учебник нового века" вышла в свет книга А.В.Хуторского "Современная дидактика". В ней нашли отражение идеи природосообразности, личностной ориентации и творческого развития детей, что соответствует гуманистическим тенденциям развития отечественной школы. Особый интерес вызывает предлагаемая технология обучения студентов.

Отдельные параграфы посвящены современным тенденциям образования: "Личностно ориентированное содержание образования", "Индивидуальная образовательная траектория", "Разработка творческого урока". И хотя одна из задач учебника — рассмотрение разных дидактических подходов и систем, их аргументированная проблематизация, все же главенствующая позиция в нем отведена личностно ориентированной природосообразной дидактике.

Учебник соответствует действующему Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 031000 "Педагогика и психология". Но при этом его содержание нетрадиционно, поскольку включает в себя информацию как о древних, так и о современных системах обучения — от метода Сократа и приемов обучения в Древней Руси до системы "погружения" и дистанционного обучения с помощью Интернета.

Вопросы, относящиеся к классической дидактике, рассматриваются с точки зрения педагогических достижений последних лет. Например, приведенные в учебнике дидактические принципы наглядности, доступности, научности и другие сопровождаются модифицированными правилами их реализации.

Учебник содержит главы, посвященные философским и методологическим основам теории обучения, сущности образовательного процесса, анализу современных дидактических концепций. вопросам конструирования содержания образования; описанию образовательных технологий. форм, методов и средств обучения; диагностике и контролю результатов. Подробно изложены дидактические основы дистанционного обучения. Есть глава и о педагогической практике.

Одна из особенностей учебника — его деятельностная и технологическая направленность. Изложение строится с опорой на творческий потенциал читателей — будущих учителей. Им предлагается осваивать дидактические понятия и категории в активной деятельности: вести дискуссии, искать пути решения дидактических проблем, моделировать учебные ситуации, разрабатывать и проводить нетрадиционные уроки.

Каждый параграф содержит рамки-вставки, в которых помещены дефиниции основных понятий, а также вопросы для дискуссий. Приведем характерные: "Согласны ли вы с положением о том, что знания должны входить в систему убеждений учащегося? Могут ли знания быть противоположны убеждениям?" "Если каждый ученик получает субъективные образовательные результаты, то каким образом возможна их объективная оценка, необходимая. например, для сдачи экзаменов?".

Многие параграфы снабжены блоками самоопределения, в которых читателю в ходе рассмотрения темы предлагается после ознакомления с альтернативными позициями сформулировать собственные суждения.
Так, с помощью специальной таблицы и на основе сравнения двух подходов к контролю результатов обучения — когнитивно-ориентированного и личностно ориентированного — студентам предлагается разработать свой. В конце параграфов содержатся резюме, а также вопросы и упражнения, способствующие закреплению изученного материала посредством его творческого переосмысления.

Практическую направленность учебнику придают разделы "Дидактический практикум", охватывающие все основные темы курса. В этих разделах даны оригинальные творческие задания, которые предполагают исследовательскую и проектную деятельность студентов. Например: "Используя лист бумаги, нитки и скотч, изготовьте материальную модель образования. Предложите объяснение данной модели. Представьте свою работу для коллективного обсуждения во время семинара. Ответьте па вопросы коллег о вашей модели".

Непривычно, но весьма оправданно включение в конце каждой главы рубрики "Итоговая
рефлексия по содержанию главы".
В ней имеются алгоритмические задания и рекомендации по организации рефлексии деятельности студентов. Такая работа формирует механизмы осознания и фиксации своих внутренних изменений и знаниевых приращений.

Возникает вопрос: что получится на выходе? В результате изучения курса дидактики студенты должны:

• научиться рассматривать дидактику разнородных педагогических теорий, систем и технологий; самоопределиться в образовательном пространстве, выразив собственную позицию и актуальную лично для себя образовательную проблематику;
• приобрести опыт эффективной педагогической деятельности с помощью ответов на дискуссионные вопросы, выполнения заданий из блоков самоопределения, разработки фрагментов уроков, открытых заданий, образовательных ситуаций и послесловий к материалам параграфов учебника;
• научиться создавать дидактические и методические разработки по обучению школьников и развитию их одаренности средствами общеобразовательных курсов;
• освоить формы и методы педагогической работы в режиме оргдеятельностных семинаров (на которых моделируются разработанные студентами занятия).

Анализ учебного материала позволяет сделать вывод, что и структура, и содержание учебника способствуют решению этих задач. Для преподавателя этого курса большим подспорьем послужат представленные в учебнике соответствующая подробная рабочая программа, экзаменационные вопросы, темы курсовых и дипломных работ. Имеются требования к уровню подготовки студентов и рекомендации по организации их деятельности на семинарских занятиях.

Современная школа находится на этапе модернизации, влекущей за собой существенные преобразования: введение старшей профильной школы, нового базисного учебного плана и стандартов, замена выпускного и вступительного экзаменов единым государственным экзаменом, включение в общеобразовательный процесс дистанционных форм обучения и др.
В этих условиях крайне необходимы изменения и в системе подготовки будущих педагогов. Учебник А.В.Хуторского "Современная дидактика" — своевременная, полезная книга, поскольку соответствует духу времени, сегодняшним задачам педагогического образования. Пожелаем этому учебнику успешного применения в отечественных педагогических вузах.

(Источник: журнал «Педагогика» 2/2002)
В.Сластенин
 
Добавить аннотацию

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Хоменко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать!
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru