www.inter-pedagogika.ru |
Выбор |
ВЫБОР - CHOICE - моральное право и психологическая готовность осознанно проявить свободу воли в конкретных актах поведения и деятельности, в определении целей и средств их достижения, а также возможных путей решения проблем.
Выбор, наряду с самоопределением, - один из основных принципов личностно-ориентированного образования. Он всецело ориентирован на внутренние резервы и душевный потенциал личности ребенка и подростка, которые в преодолении своих проблем ищут адекватные способы самореализации в социуме.
Человек, как действующий и творческий субъект, как самоопределяющийся и самореализующийся индивид, обладает полной свободой выбора, но, как член конкретного сообщества, включенного в социум, он ограничен в своем выборе потребностями и интересами других людей и сообществ.
Такова противоречивая сущность выбора, поэтому всегда процесс выбора включает множество условий и шагов по их выполнению:
понимание свободы воли и действия как ответственности,
определение границ альтернативности решений,
понимание множественности подходов,
видение вариативности методов деятельности,
мотивирование ценностного основания выбора,
знание ситуации выбора,
прогнозирование результатов или последствий,
готовность к самоконтролю и самоограничению.
Многие конкретные педагогические ситуации решаются только в процессе самостоятельного выбора ребенка (или подростка). Образование в целом также возможно только в условиях реализации им своего выбора.
Именно поэтому важнейшей педагогической задачей является создание условий для самостоятельного выбора, его стимулирование, формирование у школьников готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умения выходить из ситуации выбора без стресса.
Происходящие социальные изменения могут быть радикальными и продуктивными, только если школа сможет подготавливать к жизни инициативную личность, способную осуществлять эти изменения на основе выбора грамотного решения, азбука которого постигается в повседневном принятии решений в школе и в детских сообществах.
Источник: Тезаурус для учителей и школьных психологов. Серия "Новые ценности образования.М.,1995
наверх |
Главная | Карта сайта | Форумы |
© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002-2014. Все права принадлежат автору сайта. |
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать! Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru www.inter-padagogika.ru |