* www.inter-pedagogika.ru

Выбор
||

ВЫБОР - CHOICE - моральное право и психологическая готовность осознанно проявить свободу воли в конкретных актах поведения и деятельности, в определении целей и средств их достижения, а также возможных путей решения проблем.

Выбор, наряду с самоопределением, - один из основных принципов личностно-ориентированного образования. Он всецело ориентирован на внутренние резервы и душевный потенциал личности ребенка и подростка, которые в преодолении своих проблем ищут адекватные способы самореализации в социуме.

Человек, как действующий и творческий субъект, как самоопределяющийся и самореализующийся индивид, обладает полной свободой выбора, но, как член конкретного сообщества, включенного в социум, он ограничен в своем выборе потребностями и интересами других людей и сообществ.

Такова противоречивая сущность выбора, поэтому всегда процесс выбора включает множество условий и шагов по их выполнению:

понимание свободы воли и действия как ответственности,
определение границ альтернативности решений,
понимание множественности подходов,
видение вариативности методов деятельности,
мотивирование ценностного основания выбора,
знание ситуации выбора,
прогнозирование результатов или последствий,
готовность к самоконтролю и самоограничению.

Многие конкретные педагогические ситуации решаются только в процессе самостоятельного выбора ребенка (или подростка). Образование в целом также возможно только в условиях реализации им своего выбора.

Именно поэтому важнейшей педагогической задачей является создание условий для самостоятельного выбора, его стимулирование, формирование у школьников готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умения выходить из ситуации выбора без стресса.

Происходящие социальные изменения могут быть радикальными и продуктивными, только если школа сможет подготавливать к жизни инициативную личность, способную осуществлять эти изменения на основе выбора грамотного решения, азбука которого постигается в повседневном принятии решений в школе и в детских сообществах.

Источник: Тезаурус для учителей и школьных психологов. Серия "Новые ценности образования.М.,1995

наверх
||

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.

LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002-2014. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать!
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru