* www.inter-pedagogika.ru

Договор
||

ДОГОВОР - AGREEMENT - один из механизмов, организующих субъект-убъектное пространство взаимодействия. В любой социальной сфере (образовании, политике, экономике, правовой практике) деятельность строится на признании участников как субъектов взаимодействия и определяется правилами договора, регулирующего их взаимоотношения в соответствующих нормах.

Можно выделить следующие структурные компоненты ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ, определяемых договором:

- постоянная проявленность и соотнесенность интересов и ситуативных смыслов партнеров,
- нахождение и достижение предмета взаимодействия, который содержит интересы партнеров,
- реализация м обеспечение каждым из партнеров ответственности в выстраиваемом взаимодействии.

В любой педагогической практике договорные отношения всегда актуальны и естественны. Они являются формой осмысленного взаимодействия и взаимосвязи детей и взрослых. Договорные отношения включают рациональные акты обдумывания целей, просчитывания результатов, анализа возможных негативных и позитивных последствий, а также переживания мыследеятельности и хода ДОГОВОРНОГО ПРОЦЕССА в тех или иных конкретных образовательных ситуациях.

Результатом рациональных и эмоциональных актов договорного процесса становится личностное оценивание появившихся смыслов и их определение в иерархии субъективных ценностей участников. Действие и взаимодействие, как поведенческие акты реализации выработанной субъективной ценности, являются следующим шагом.

Ребенок и педагог (взрослый вообще) являются равноправными носителями договорного содержания образования, они сообща и одновременно на основе своих субъективных позиций (как представители разных поколений) выстраивают общее образоватепьное пространство, и характер их взаимоотношений всегда носит субъект-субъектный характер.

Данная особенность указывает на то, что образование не есть только
отраслевая и технологически построенная деятельность, оно несет в себе свойства человеческой со-6ытийности. Одна из функций образования - со-единение поколений в общем пространстве, для которого характерны бытийность каждого из участников и выстраивание общей со-6ытийности.

Вступая в договорные отношения, ребенок как бы конструирует образы Я (своего и других) и соответственно им строит отношения. Осваивая через отношения мир и себя самого в этом мире, ребенок получает возможность найти свое место в системе социальных отношений, активно реализоваться как самостоятельной частице пространства отношений, соотнести свою самость с субъктивностью других людей и с целостностью других сообществ.

Вот почему ДОГОВОР, ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ включены в содержание образования.

Осмысление договора как педагогического средства представляется достаточно перспективным в контексте ориентации педагогики на ценности развития личности. Освоение договора как механизма простраивания личностного
самоопределения ребенка среди самоопределяющихся других осуществляется в ситуации "здесь и теперь", во времени и в пространстве взаимодействия педагога и детей. Это позволяет расширить образовательное пространство, а динамика освоения структуры и содержания договора помогает создать богатство отношений.

Договор является ценностью образования и в контексте многообразия взаимодействия людей во всех видах их деятельности. Например, договорной опыт приобретается в режиме различных игр, тренингов, модельного или проектного обучения. Возможно использование договора и как механизма развития межличностных отношений, когда педагог в определенных ситуациях должен обозначить свою субъектную позицию в отношении позиции ребенка, и тогда освоение договорного пространства становится для педагога личностно- и профессионально значимой задачей.

Освоение многообразия форм и содержаний договора и договорных отношений является для педагога необходимой и ценностно-значимой деятельностью.

(Источник: Тезаурус для учителей и школьных психологов. Серия "Новые ценности образования.М.,1995)

наверх
||

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.

LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002-2014. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать!
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru