* www.inter-pedagogika.ru

Адаптивность
||

АДАПТИВНОСТЬ - НЕАДАПТИВНОСТЬ - ADAPTIVITY - UNADAPTIVITY -состояние активности; характеристика тенденции соответствия или несоответствия между целями и достигаемыми результатами активности человека. Адаптивность выражается в согласовании, а неадаптивность - в рассогласовании целей и результатов.

Различия в трактовке целевых ориентаций (целей в широком смысле) человека обусловливает разные варианты возможной адаптивной направленности: гомеостатический вариант (адаптивный исход здесь состоит в достижении равновесия), гедонистический (адаптивный исход - наслаждение, избегание страданий), прагматический ( практическая польза, успех) и т.п.
Специальный анализ показывает ограниченность представлений о человеке лишь как о АДАПТИРУЮЩЕМСЯ существе.

Актуально и продуктивно понимание УНИВЕРСАЛЬНОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ НЕАДАПТИВНОСТИ человека, существования как негативных, так и позитивных форм неадаптивности. Неадаптивность указывает на противоречивые отношения между намерениями человека и его деяниями, замыслом и воплощением, побуждением к действию и его итогами.
Это противоречие неизбежно и неустранимо ("жить значит умирать", "познание есть продвижение к знанию о своем незнании", "мы несем ответственность за тех, кого приручили", "мысль изреченная есть ложь" и т.п.). Вследствие этого неизбежней и неустраним источник движения человеческой жизни, витальных отношений человека с миром, предметной деятельности, общения, саморефлексии - НЕАДАПТИВНОСТЬ.

Теоретически могут быть выделены два случая несовпадения цепи и результата активности. В первом случае человек достигает меньшего, чем хотел (т.е. цель не достигнута), и тогда действие продолжается в заданном направлении. Во втором случае человек достигает большего, чем то, к чему стремился (результат превосходит цель), и тогда противоречие стимулирует активность, избыточную по отношению к задаче.

Действие распространяется на анализ проблемной ситуации в цепом (возникает вопрос "Что представляет собой этот класс задач?"), пробуждается саморефлексия ("Что я могу?", "На что я способен?"), рождается стремление сделать найденное решение достоянием других людей ("Смотрите! Вот что здесь есть!").
НЕАДАПТИВНОСТЬ - яркая черта ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. Привычка видеть в воспитывающем взрослом (педагоге, родителе) субъект педагогического процесса, а в ребенке - объект, со всей очевидностью дискредитирует себя, когда в поле наблюдателя оказывается соотношение между целями педагогической деятельности и ее результатами. Последствия воздействия взрослого на ребенка всегда оказываются иными, чем "расчетные".

Особенно это характерно для образовательной парадигмы "Знания-Умения-Навыки", которая фактически порождает психопатию и невротизацию детей, формирование двойной морали ("для себя" и "для тети"), избегание контактов с контролирующими взрослыми, - таковы разрушительные и вместе с тем неизбежные следствия "учебно-дисциплинарного" подхода, исповедующего принцип ЗУН. Неадаптивные последствия неотделимы и от альтернативной, ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ, модели образования. Однако здесь "неадаптивность" воздействий взрослого предполагается заранее, - как возможность и приемлемость непредусмотренных проявлений СУБЪЕКТНОСТИ учащегося ( здесь мы видим ЦЕННОСТЬ «ИНАКОВОСТИ" ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ).

Неадаптивность - не только неизбежная черта активности, но и особый мотив, направляющий развитие личности и проявляющийся в НАДСИТУАТИВНОИ активности - специфической привлекательности действий с непредрешенным исходом.

Предметом влечения становятся: граница между противоположными исходами действия, сама возможность взаимоисключающих исходов. Влечение к этой границе входит в состав сложных форм мотивации поведения: в сфере ПОЗНАНИЯ (здесь притягательна граница между известным и неизведанным), ТВОРЧЕСТВА (граница между возможным и невозможным), РИСКА (граница между благополучием и угрозой существованию), ИГРЫ (граница между воображаемым и реальным), ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ КОНТАКТОВ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ (граница между открытостью другим людям и защищенностью от них) и др.

Существованием неадаптивных мотивов объясняется "странность" некоторых действий людей, например, кажущиеся иррациональными поступки подростков, такие, как т.н. немотивированный риск, неоправданная враждебность подростков или постановка заведомо неразрешимых задач.

Источник: Тезаурус для учителей и школьных психологов. (Сб. из серии "Новые ценности образования",1995г

наверх
||

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.

LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002-2014. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать!
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru