![]() |
Индивидуализм |
![]() |
ИНДИВИДУАЛИЗМ - INDIVIDUALISM - один из принципов организации и самоорганизации жизни индивида в сообществе.
Он окончательно сформировался в эпоху великих политических революций в Англии, Америке и Франции и взаимосвязан с либерализмом как социально-политическим движением и идеологией новой государственности.
Оба понятия основываются на принятии свободы человека как наивысшей ценности.
Впервые принцип индивидуализма был сформупирован в 19 веке французским ученым и политиком Апексисом де Токвипем, который описал механизм проявления индивидуализма как естественной реакции человека на авторитаризм государственной власти и политический деспотизм.
Идеи Торквиля были позднее развиты М.Вебером, Д.Дьюи, П.Сорокиным, Н.Бердяевым.
Принцип индивидуализма включает следующие представления и идеи:
- все ценности (прав человека, свободы, демократии, справедливости) являются личностно-центрированными,
- в моральном и правовом отношении все индивиды равны и равноценны в своих правах и обязанностях перед сообществом,
- естественная природа человека дает основание для веры в изначальную доброту и порядочность человека,
- никто и ничто не может никогда использовать индивида как средство для достижения целей других членов или структур сообщества,
- каждый индивид обладает свободой выбора,
- сообщество является средством для развития и реализации индивида, а не наоборот.
Этические компоненты концепции индивидуализма отражают тот факт, что права, обязанности и ценность интересов индивида первичны по отношению к обществу в целом, что прежде всего индивид является их носителем, и что любое сообщество - это совокупность индивидов, принимающая на себя определенные социапьные обязательства перед каждым из них.
И концепция, и практика организации частной жизни людей в сообществах базируются на приоритетах ее первостепенной важности. Эти принципы и приоритеты находят выражение не только в сфере морали, но и в социально-экономической и правовой сферах, - при поддержке и защите индивидуальной (частной) инициативы и активности, а также обеспечении независимости индивида от государственного контроля и невозможности вторжения властных структур в личную жизнь, которая должна строиться только на общечеловеческих основаниях права и морали.
Таким образом, принцип индивидуализма ориентирован на социальную защиту прав человека в самоорганизации своей частной жизни, на его самостоятельность и самодостаточность как члена сообщества, на его самоощущение как независимой личности, на его способность противостоять внешним влияниям ("дурной" среде, политико-идеологическим требованиям, авторитаризму власти, групповому давлению, криминальному насилию и т.п.).
Указанные качества формируют прежде всего САМОСТЬ каждого человека и его относительную независимость в сообществе таких же индивидов, они же дают ему право на самозащиту своей индивидуальности (т.е. совокупности только ему присущих свойств и черт, которые складываются всякий раз как уникальный синтез единичного, типичного и всеобщего).
Существует узкая трактовка термина "индивидуализм".
Например, в одном из психологических словарей (1984) индивидуализм определяется как свойство личности с преобладанием цепей удовлетворения только личных потребностей "Я" при игнорировании общественных; становясь свойством характера, это свойство, якобы, определяет тип личности-индивидуалиста, нуждающегося в перевоспитании (!).
Действительно, индивидуализм как принцип поведения конкретного человека может перерасти в свою крайность - эгоизм и эгоцентризм, однако точно также и активность конкретного человека может трансформироваться в авторитарное, агрессивное или наглое поведение, но никто на этом основании их не отождествляет.
Хотелось бы специально подчеркнуть, что противопоставпение индивидуализма и коллективизма в основе своей неверно, поскопьку индивид, принимая ценность собственной независимости и свободы, должен признавать эту ценность за каждым человеком в сообществе и тем самым признавать ЦЕННОСТЬ САМОГО СООБЩЕСТВА, в котором живет.
Он должен соединять принципы индивидуализма и коллективизма в интегрированный императив своего существования в социуме.
Искажающее смысл индивидуализма отождествление его с эгоизмом и противопоставление коллективизму, также очень важному принципу организации жизни пюдей в сообществах, имеет определенные идеологические корни в русском менталитете, что использовалось авторитарной системой в своих цепях.
Поэтому в педагогике и этике до недавнего времени термин нес негативное значение и до сих пор тянет за собой шлейф ненужных негативных ассоциаций.
В рамках личностно-ориентированного образования принцип индивидуализма получает вторую жизнь, наряду с такими вечно живыми ценностями как Свобода, Демократия, Саморазвитие.
В концепциях личностно-ориентированной педагогики и психологии он закрепляет приверженность педагога индивидуальному развитию ребенка как цели и общечеловеческим ценностям как основным координатам образования.
Принцип индивидуализма при его реализации в образовательных процессах предполагает углубление ряда частных педагогических теорий, представлений и методик, в частности:
- представлений о цепях воспитания, в систему которых необходимо ввести ориентацию на индивидуальные права и интересы каждого ребенка и подростка,
- индивидуального подхода, который должен пониматься не просто как УЧЕТ конкретных индивидуальных особенностей (поскольку можно учитывать, но не быть ориентированным на обеспечение), а ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ЦЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ,
- теории педагогической поддержки и защиты, обеспечивающих развитие самости на основе гуманистического, свободного воспитания,
- теории развития личности/индивидуальности,
- идеи СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА как важной и неотъемлемой стороны образовательной деятельности (образования и проектирования в образовании),
- методов обеспечений РАЗНООБРАЗИЯ И ВАРИАТИВНОСТИ образовательных услуг, соответствующих принципу ПЛЮРАЛИЗМА образовательных концепций, что в конечном счете отражает ориентированность образования на индивидуальные запросы разных людей, а также интересы социальных групп и сообществ.
(Источник: Тезаурус для учителей и школьных психологов. (Сб. из серии "Новые ценности образования",1995г)
наверх |
![]() |
Главная | Карта сайта | Форумы ![]() |
© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002-2014. Все права принадлежат автору сайта. |
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать! Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru www.inter-padagogika.ru |