www.inter-pedagogika.ru |
Отношение детей к сверстникам другой национальности (по материалам международного проекта) |
В большинстве цивилизованных стран хорошо понимают, что формирование здоровых отношений в обществе напрямую зависит от того, какое воспитание получат дети. Именно поэтому международные государственные и общественные организации постоянно заботятся о том, чтобы вопросы качественной межкультурной коммуниации были в центре внимания разных общественных институтов и целенаправленно поддерживались ими.
Одним из примеров такой поддержки может служить совместная программа Совета Европы и Европейской комиссии «Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества», в рамках которой кафедрой педагогики и психологии РГПУ им. А.И.Герцена реализуется проект «Поддержка культурного самовыражения национальных меньшинств в детской среде» .
В числе партнеров проекта – ООО «Образовательные проекты» и Образовательный центр «Участие», несколько школ и детских садов г.Санкт-Петербурга, Чебоксар, Саранска.
Одной из задач проекта было выявление отношения детей к сверстникам, имеющим другую национальность.
Как известно, социальное развитие ребенка невозможно без полноценного общения, а враждебность к чужой культуре или препятствование культурному самовыражению ребенка тормозит развитие социальных навыков.
В ходе решения этой задачи ученые провели несколько диагностических процедур, участниками которых были дети дошкольного и школьного возраста, а также их родители (всего более 700 человек).
Некоторые результаты нашей работы будут, несомненно, интересны и специалистам, и родителям.
Что же показала диагностика?
Во-первых, выяснилось, что в целом дети довольно доброжелательно относятся к сверстникам другой национальности, хотя среди дошкольников процент таких детей выше (78,3% и 61,5 % соответственно). Около десяти процентов детей школьного возраста встречают «чужака» недоброжелательно, но позже меняют своё отношение. Среди дошкольников таких чуть меньше (8%). Это может свидетельстввать о том, что, либо определенная часть детей в принципе довольно критична по отношению к незнакомцам, либо о том, что у детей уже в этом возрасте существует некоторое предубеждение в отношении людей другой национальности.
Во-вторых, по мнению более 70% родителей, дети не выбирают себе друзей по национальному признаку, а если уж и ссорятся с детьми другой национальности, то совсем не из-за цвета их кожи.
Основная проблема, которая препятствует продуктивному общению детей – это языковой барьер: так считают 70,5% родителей дошкольников и 39,3% родителей школьников. По всей видимости, когда ребенок начинает посещать школу, он уже лучше говорит на русском языке и, значит, имеет больше возможности для коммуникации.
В ходе исследования выяснилось, что больше всего проблем в общении со сверстниками испытывают таджики (17,45%) и узбеки (15,65%).
В-третьих, выяснилось, что с увеличением возраста детей из нацменьшинств, увеличивается и интолерантное отношение к ним среди сверстников – если в детском саду с таким явленим сталкивается только 9% детей, то в начальной школе это количество возрастает до 28%. Но это касается только пассивных форм (отказ принять в игру, выступать в одной команде, сидеть за одной партой и т.д.)
Агрессивное же отношение к нацменьшинствам больше проявляют дошкольники (13,6%), чем школьники (8,4%). Как отмечают родители, проявляя интолерантность, дети могут дразнить, давать обидные прозвища, клички.
По всей видимости, дошкольники ещё мало знакомы с культурными нормами и обладают большей импульсивностью, а потому, в случае непринятия сверстника-«чужака», формы общения с ним принимают агрессивный характер.
Что можно предпринять для исправления ситуации?
Педагогам и родителям необходимо проводить превентивную работу по восприятию людей другой национальности ещё до того как ребенок впервые встретит её представителя. Не секрет, что часто взрослые просто не догадываются о том, что дети нуждаются в объяснении тезиса «Все люди разные».
Кроме того, важно учить ребенка адекватно проявлять свои чувства и решать конфликты, с кем бы они ни возникали – со сверстниками своей или чужой культуры. В этом случае детям из национальных меньшинств будет проще проявлять свою культурную идентичность, а значит и обогащать культурное поле других народов.
Для решения этой проблемы сотрудниками кафедры педагогики и психологии семьи РГПУ им.А.И.Герцена была разработана модель поддержки культурного самовыражения национальных меньшинств в условиях образовательного учреждения. Подробнее представить эту модель авторы предполагают в последующих публикациях.
Хоменко И.А.
г. Санкт-Петербург
наверх |
Главная | Карта сайта | Форумы |
© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002-2014. Все права принадлежат автору сайта. |
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать! Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru www.inter-padagogika.ru |