www.inter-pedagogika.ru |
Проблема поддержки культурного самовыражения национальных меньшинств в детской среде: мнение детей и родителей |
С 1 августа 2010 года в рамках совестной программы Совета Европы и Европейской комиссии «Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества» кафедрой педагогики и психологии РГПУ им. А.И.Герцена реализуется проект «Поддержка культурного самовыражения национальных меньшинств в
детской среде» .
По нашему глубокому убеждению, формирование и расширение социогуманитарного поля невозможно с помощью локальной работы того или иного социального института. Именно консолидация всех заинтересованных в развитии общества сил является тем продуктивным ресурсом, который позволит решить многие социально-политические, экономические и психолого-педагогические проблемы. К числу таких проблем можно отнести и проблему национальной нетерпимости, раскалывающей общество. Как следствие – невозможность для некоторых народов в полной мере развивать свою культуру, сохранять память предков и национальную самобытность.
По мнению ученых, легче всего привить уважение к чужой культуре в детстве – когда маленький человек ещё не делит людей по национальному признаку, когда его психика довольно пластична к восприятию нового. В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать себя как субъекта определенной национальности, знакомится с особенностями и традициями собственной культуры, получает представления о разнообразии мира. В этой деятельности незаменимым помощником является семья, особенно её отношение к «национальному вопросу» в деле воспитания и образования ребенка.
Одним из направлений реализации нашего проекта явилось изучение уровня этнокультурной осведомленности детей и их родителей, а также оценка состояния и перспективы решения проблемы культурного самовыражения детей из национальных меньшинств в среде сверстников.
В соответствии с задачами проекта, для исследования позиции взрослых авторами была разработана анкета, включающая несколько разделов: этнокультурная осведомленность родителей; представления взрослых об уровне осведомленности и принятия детьми культуры других народов; оценка родителями содержания и качества работы образовательного учреждения, в котором учится их ребенок, по формированию этики межнационального общения и этнокультурной толерантности; информационно-образовательные запросы родителей по поддержке культурного самовыражения национальных меньшинств.
Диагностика детей проводилась с помощью специально созданной авторской методики (Александрова Т.В., Хоменко И.А.), включающей в себя комплекс диагностических материалов (рисуночный тест, беседа, проективные методы).
Опрос проводился в октябре-ноябре 2010 года в нескольких регионах России (Чувашия, Мордовия, Санкт-Петербург), в нём участвовали около 300 родителей, 258 детей и 86 педагогов.
Анализируя результаты анкетирования родителей, мы пришли к следующим выводам:
1. Осведомленность родителей и детей о культуре своего и других народов:
1) Знание родителей о национальных меньшинствах.
Представления родителей о национальных меньшинствах неточные, размытые. К национальным меньшинствам они относят людей мордовской национальности (20,75%), евреев (19,2%), узбеков (12,35%), таджиков (10,7%), чувашей (14,35%). Родители школьников, в отличие от родителей детей дошкольного возраста, дают на этот вопрос более полные ответы. (Например, характеризуют национальные меньшинства как «граждане РФ, не принадлежащие к коренной национальности и осознающие себя национальной общиной» (2 чел.)). 4 человека указали, что деление людей на национальные меньшинства недопустимо .
2) Этнокультурная осведомленность ребенка.
− В целом дети знают о своей национальности и национальности своих родителей. Причем, в школе этот процент несколько выше (98,7% и 70,2% соответственно). Данный факт мы можем объяснить общей эрудированностью школьников и целенаправленной работой в школе в течение нескольких лет по формированию знаний о своей национальности и культуре своего народа.
− У дошкольников (78,3%) неточные знания о национальности своих родителей, в то время как школьники (97,4%) не испытывают с этим затруднений.
− Значительная часть дошкольников (48,6%) не могут описать человека своей национальности; почти треть (29,8%) не знают, какие праздники отмечают люди их национальности и как выглядит «свой» национальный костюм (59,4%). Дети школьного возраста осведомлены об этом лучше (10,3%, 6,4% и 28,2% соответственно).
− Родители достаточно точно знают об уровне этнокультурной осведомленности детей.
3) Этнокультурное поведение ребенка и родителей.
В семьях респондентов соблюдаются разнообразные национальные традиции. В большей части семей (32,55%) отмечают национальные праздники. Религиозных обычаев и традиций придерживаются 19,45% испытуемых. В семьях респондентов готовят блюда национальной кухни (17,3%) и говорят на родном языке (17,8%). Обустройство быта (5,1%) и общение и национальными сообществами (7,8%) не является типичным для семей респондентов.
Таким образом, при построении системы работы по поддержке культурного самовыражения национальных меньшинств в детской среде можно опираться на досуговые мероприятия, обращаться к религиозным обычая и традициям, а также поддерживать языковые традиции семей.
2. Межличностные отношения:
1) Межличностные отношения детей со сверстниками.
− В целом, дети довольно доброжелательно относятся к сверстникам другой национальности, хотя среди дошкольников процент таких детей выше (78,3% и 61,5 % соответственно). Примечательно, что около десяти процентов детей при знакомстве со сверсниками иной национальности сначала настроены недоброжелательно, а потом доброжелательно (8,2% дошкольники и 10,2% школьники). Очевидно, что в педагогическом процессе важно проводить превентивную работу по восприятию людей чужой культуры ещё до того как ребенок впервые встретит её представителя.
− По оценке родителей, поведение детей в общении со сверстниками можно назвать толерантным: они не выбирают себе друзей по национальному признаку (71,8%). Часть дошкольников предпочитают дружить с русскими детьми (23,3%), школьники – с русскими (7,1%), мордвой (7,1%), татарами (4,9%).
− По мнению родителей, больше всего проблем в общении со сверстниками испытывают таджики (17,45%) и узбеки (15,65%). Заметна разница в ответах родителей дошкольников и школьников. Так, родители дошкольников больше отмечают трудности у узбеков и тех детей, кто плохо разговаривает на русском языке. Учитывая полученные данные, видим необходимым в дошкольном возрасте проводить с детьми из национальных меньшинств дополнительную работу по обучению русскому языку.
− Среди детей дошкольного и школьного возраста самая большая разница оказалась в отношении к детям узбекской и армянской национальности: явно негативно их оценивают этих детей в ДОУ (26,3% узбеков и 27% армян) и 10,2 % и 5,2% соответственно – в школе.
− Родители школьников в большей степени убеждены, что проблемы детей во взаимодействии со сверстниками не зависят от национальности (15,3% и 1,9% соответственно). 27,8% родителей дошкольников убеждены, что у детей вообще нет проблем из-за своей национальности.
− Основная проблема, с которой сталкиваются дети из числа нацменьшинств – это языковой барьер. Причем6 в ДОУ эту проблему отмечают в два раза чаще, чем в школе: 70,5% и 39,3% соответвенно. Очевидно, что при работе по поддержке детей из числа нацменьшинств следует включать не только обучение детей русскому языку, но и формирование толерантного отношения русскоговорящих детей к языковой культуре детей другой национальности.
− Родители отмечают, причем в школе больше (28,4%), чем в ДОУ (9,1%), что дети из числа нацменьшинств могут сталкиваться с интолерантным отношением сверстников. Дети могут дразнить, давать обидные прозвища, клички. Агрессивное отношение к нацменьшинствам больше проявляют дошкольники (13,6% против 8,4% в школе). 6,0% родителей школьников отмечает, что причиной сложностей во взаимоотношениях с детьми являются нарушения семейного воспитания школьников.
2) Взаимоотношения с педагогами
− Значительная часть родителей не стала отвечать на данный вопрос или отметила, что незнакома со случаями предвзятого отношения к детям (35,8%).
− 21,15% респондентов указали, что предвзятого отношения к детям со стороны педагогов нет, и что педагоги ко всем детям относятся одинаково.
− Среди детей разных национальностей чаще всего, по мнению родителей, педагоги негативно относятся к таджикам (10,05%) и узбекам (9,6%). В то же время при анкетировании педагогов было установлено, что педагоги именно к детям этих национальностей могут относиться предвзято, негативно. Однако, по мнению педагогов, это наблюдается значительно реже, нежели отмечают родители (по 3,4%).
− У родителей школьников проявляется четкий стереотип относительно профессиональных качеств педагогов. 25,7% респондентов отметили, что педагог вне зависимости от национальной принадлежности детей должен относиться ко всем одинаково. Толерантное, «хорошее» отношение к детям – обязательное качество для педагога.
− Основной причиной проблем во взаимоотношении ребенка с педагогами, по мнению родителей, является языковой барьер (64,1%).
− Родители школьников отмечают, что личность самого педагога может быть фактором, осложняющим взаимоотношения детей с педагогом (17,7%).
− Незначительная часть родителей указывает на возможное негативное, предвзятое отношение к ребенку со стороны педагогов (5,2%). В целом, родители чаще, чем педагоги отмечают случаи предвзятого негативного отношения педагогов к детям.
3. Проблемы образования и воспитания
− Значительная часть родителей отмечают сложности в воспитании и обучении детей из числа нацменьшинств (32,35%).
− Языковой барьер, как и во многих других ситуациях, является причиной сложностей у детей и педагогов в выстраивании взаимоотношений (13,4%).
− Родители отмечают низкий уровень профессиональной готовности педагогов к работе с детьми из числа нацменьшинств (среднее значение равно 10,1%, хотя родители дошкольников выделяют эту проблему реже, чем родители учеников начальной школы – 5.3% и 14,9% соответственно).
− Социальные стереотипы педагогов как фактор, мешающий их нормальным взаимоотношениям с детьми разных национальностей, отмечают 8,6% респондентов.
4. Оценка родителями эффективности работы в ОУ по формированию у детей национального самосознания и культуры межнационального общения.
− По мнению родителей, работа по формированию позитивного отношения к культуре своего и других народов в целом находится на приемлемом уровне (это отмечают 89% родителей обеих возрастных групп); работа же по созданию условий для культурного самовыражения национальных меньшинств в детской среде организована, по мнению 17,85% родителей, не достаточно хорошо.
Таким образом, результаты опроса явно свидетельствуют о том, что необходимо повышать уровень профессиональной готовности педагогов к работе с детьми из числа нац.меньшинств и создавать адекватные условия для выражения национального своеобразия детей в образовательном учреждении.
5. Информационно-образовательные запросы родителей:
− Значительная часть родителей нуждается в информационной поддержке по вопросам культуры и традиций своего народа (43,1%), а также культуры и традиций национальных меньшинств (16,1%).
− 13,05% родителей считают необходимым привлекать к работе по формирования у ребенка национального самосознания и культуры межнационального общения ближайших родственников.
− Родители школьников готовы к активным формам работы – семинарам, практикумам; ожидают дистанционную поддержку по вопросам формирования у детей национального самосознания и навыков межнационального общения (14,2%).
− Внедрение образовательных программ для детей и родителей по формированию национального общения и этики межнационального общения поддерживают 18,1% родителей.
− Только около 3% родителей обеих возрастных групп сказали, что дополнительная работа с детьми по исследуемой нами проблеме не нужна.
Таким образом, проведенное исследование позволило выделить круг проблем национальных меньшинств в детской среде с точки зрения родителей разных возрастных групп. Нами были определены информационно-образовательные запросы взрослых и перспективы решения проблем детей из числа национальных меньшинств силами образовательного сообщества.
Следующий этап проекта рассчитан на разработку модели по созданию условий для культурного самовыражения детей из нацменьшинств и её реализацию в нескольких регионах России.
Александрова Т.В., Хоменко И.А.
г. Санкт-Петербург
Опубликовано в Вестнике Герценовского университета N93 июль 2011)
наверх |
Главная | Карта сайта | Форумы |
© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002-2014. Все права принадлежат автору сайта. |
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать! Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru www.inter-padagogika.ru |