* www.inter-pedagogika.ru

Психолого-педагогические проблемы национальных меньшинств в детской среде
||

(фрагмент пособия для педагогов)


В современной России живут представители различных национальностей. Основная проблема адаптации национальных меньшинств в детской среде состоит, с одной стороны, в необходимости сохранения этнической самобытности детей, принадлежащих к национальным меньшинствам, а с другой стороны – в необходимости их интеграции в общество, что влечет за собой интернационализацию и развитие толерантности к чужим культурам.

При интеграции детей, принадлежащих к национальным меньшинства, возникают следующие нормативные проблемы:

1. Низкий уровень владения русским (государственным) языком, не позволяющий им использовать его в полной мере для обучения (усвоения учебной программы), познания (приобретения знаний об обществе) и общения (межкультурного взаимодействия) [Гуляева, 2010 ].
Основной путь решения данной проблемы – диагностика владения русским языком на всех уровнях, за которой должно следовать обучение языку, которое позволило бы использовать его в полном объеме.

2. Иной уровень культуры, заключающийся в недостаточном знании культурно-исторических особенностей страны, в которой они проживают [Соколовский, 1997 ]. Отсутствия синтеза двух культур, который способствовал бы социокультурной адаптации и интеграции. Это связано с недостаточным взаимопроникновением культур, обособленностью национальных меньшинств, низким Направление решения этой проблемы состоит в создании досуговых мероприятий объединенными усилиями педагогов и родителей, которые синтезировали бы культуры всех детей, обучающихся в группе детского сада или школьного класса.

3. Узость социальных связей – чаще всего дети, принадлежащие к национальным меньшинствам, общаются с детьми своей национальности, что препятствует взаимопроникновению культур и развитию толерантности, эмпатии по отношению к носителям иных культурных ценностей. Здесь возникает проблема невозможности эффективного взаимодействия с социальным окружением. Современные информационные технологии, такие как Интернет и другие средства связи могут существенно усугублять данную проблему [Сондерс, 2011 ]. Это связано с тем, что в условиях доступности связей с представителями своей национальности, снижается мотивация для организации межкультурного общения. Для решения этой проблемы необходима организация живого межкультурного общения между детьми с помощью организации игр, тренингов, иных психолого-педагогических мероприятий.

4. Психологические проблемы организации интегрированного обучения детей, принадлежащих к национальным меньшинствам, с детьми, представляющими национальное большинство. Данный круг проблем связан, прежде всего, с отсутствием диагностического инструментария, позволяющего оценить развитие ребенка, принадлежащего к национальному меньшинству. Например, для мусульманского воспитания характерно отсутствие изобразительной деятельности детей в дошкольном возрасте, что приводит к тому, что весь арсенал рисуночных методик, по сути, не может использоваться в их диагностике. Вслед за отсутствием диагностических критериев также нет программ, которые позволяли бы осуществлять интегрированное обучение, предоставляющие равные возможности овладения знаниями всем участникам образовательного процесса.
Пути решения данной проблемы состоят в изучении особенностей воспитания в среде национальных меньшинств, с одной стороны, и создании диагностического и обучающего инструментария, позволяющего осуществлять интегрированную диагностику и обучение.

5. Дезинтеграция семейного и общественного воспитания. В условиях отсутствия взаимодействия между семьей и образовательным учреждением велик риск введения различных ценностей в жизнь ребенка, что в итоге может привести к его маргинализации. В случаях, когда семейные и общественные ценности имеют серьезные различия, ребенок оказывается как бы «между двух огней». Если различия выражены не сильно, то это будет приводить к повышенной адаптивности ребенка, вырабатывать у него различные способы взаимодействия в различных средах. Если различия велики, то для ребенка стоит выбор в принятии одной группы ценностей и отвержения другой, что может приводить к отказу от обеих групп.
Решение проблемы состоит в развитии толерантности к своим и чужим ценностям через поиск общего и различного в них, осознание их позитивных и негативных сторон.

Ненормативные проблемы интеграции детей, принадлежащих к национальным меньшинствам:

1. Иной, отличный от общего, социально-психологический уровень. Дети национальных меньшинств зачастую имеют меньше социальных возможностей в сравнении со сверстниками.
Решение данной проблемы состоит в повышение социально-правового знания национальных меньшинств, информирование их о тех возможностях, которые предоставляются им современной социальной политикой государства.

2. Отвержение общегрупповых ценностей и норм социальной среды. Непринятие ребенком социально-культурных норм группы, в которой он находится. Присвоение групповых ценностей осуществляется в процессе взаимодействия между детьми и взрослыми. Взрослый должен выполнять психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия для выявления ценностей, которые не принимаются ребенком, создавать условия для их осознания и принятия.

3. Низкая самооценка ребенка, принадлежащего к национальному меньшинству. Самооценка ребенка национального меньшинства напрямую связана с развитием его национального самосознания, в структуру которого, как известно, входит потребность в признании, принятие собственных индивидуально-типологических и национальных особенностей. Развитие национального самосознания начинается в семье, где ребенок получает свои первые оценки во взаимодействии с близкими взрослыми. Дальнейшее развитие национального самосознания происходит во взаимодействии со сверстниками и другими взрослыми, во время которого ребенок получает оценку своих индивидуальных особенностей. Для развития адекватной самооценки необходимо получать адекватную обратную связь во взаимодействии.

4. Психологические последствия отсутствие общения на родном языке. Невозможность в полной мере выразить себя во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Если ребенок лишен возможности общения на родном языке, то он одновременно лишается выражения некоторых, свойственных для его культуры, языковых особенностей картины мира. Хорошо известен пример о том, что у народов, живущих на крайнем севере, есть более ста обозначения для состояния снега, а в русском языке – существенно меньше.

5. Неприсвоение культурных ценностей, характерных для национального меньшинства. Излишняя аккультурация ребенка в общую социальную среду. Это будет приводить к излишней русификации ребенка, что может спровоцировать непринятие его своей социальной средой, отвержение со стороны ближайших родственников и друзей.

6. Дискриминация и боязнь отличий ребенка, принадлежащего к национальному меньшинству со стороны сверстников и педагогов. Низкая психологическая готовность педагогов к работе с ребенком, принадлежащим к национальному меньшинству. Данная проблема решается повышением уровня квалификации педагогов, взаимодействующих с ребенком в межкультурной среде.

7. Отказ от дошкольного и/или школьного обучения в связи со срывом адаптации в группе. Психологическая недоступность образовательного учреждения для ребенка в связи с тем, что программы рассчитаны на ребенка из русской (преобладающей) социально-культурной среды. Решение состоит в создании интегративных программ обучения.

8. Непризнание культурного, религиозного и этнического своеобразия ребенка. Решение данной проблемы состоит в развитии толерантности у педагогов, родителей и сверстников референтных групп.

Решение нормативных и ненормативных проблем национальных меньшинств в детской среде необходимо осуществлять в три этапа: диагностический, обучающий, коррекционный [Габуния, 2007 ].

На диагностическом этапе следует выявить круг проблем, с которыми сталкивается конкретный ребенок, принадлежащий к национальному меньшинству. Здесь определяется уровень владения ребенка русским языком, степень социальной, культурной и психологической адаптации.
Кроме того, целесообразно при диагностике проблем ребенка также обращаться к диагностике семьи, в которой проживает ребенок с целью понимания ее ресурсов и проблем.

Затем необходимо составить программу, которая включала бы в себя долгосрочные и краткосрочные цели работы с данным ребенком и задачи, которые необходимо решить для их реализации. Важно, чтобы задачи были посильными для реализации ближайшим окружением ребенка – сверстниками, педагогами и семьей. Составленная программа должна способствовать психолого-педагогической, социокультурной и языковой адаптации детей, принадлежащих к национальному меньшинству.

После составления программы начинается обучающий этап. Желательно, чтобы на каждом этапе реализации программы был возможен возврат к диагностическому этапу, который позволил бы оценить степень продвижения ребенка по программе, обусловливая ее коррекцию.
Коррекционный этап необходим для закрепления полученных знаний, умений и навыков, проверки их стабильности в процессе интеграции ребенка в инокультурную среду.
При разработке социально-образовательных и коррекционных программ необходимо предусмотреть диагностическую и психологическую работу с педагогами.

Искра Н.Н,
Санкт-Петербург

наверх
||

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.

LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002-2014. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать!
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru