* www.inter-pedagogika.ru

Эксклюзивное интервью И.Кона "Педагогическим вестям" (ноябрь 2010)
||


«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЕСТИ»
№ 30-31 (2620/2621), НОЯБРЬ 2010

Газета Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена

РАСТИ, КЛУБНИЧКА, НА БЕРЕЗКЕ…

Если бы меня спросили, что нужно делать сегодня, я сказал бы: «Забудьте о школе! Переучивать учителей гораздо труднее, чем учить подростков, у страны нет столько времени, тем более что каждый урок или слайд будет вызывать политический скандал. Единственный выход - сделать главную ставку, по примеру Франции, на специальные телевизионные программы и ориентированный на подростков интерактивный Интернет».

Но для этого нужно иметь: а) открытую светскую культуру, б) обладающую политической волей ответственную демократическую власть и в) хотя бы полсотни профессионально грамотных специалистов, способных реально создать, запустить и поддерживать такие программы. Без этих предпосылок старая сказка про белого бычка о нравственном воспитании без сексуального образования будет продолжаться...
И.С. КОН
«Клубничка на березке. Сексуальная культура в России»



Игорь Кон... Каждая работа этого выпускника Герценовского университета ломала стереотипы и становилась событием в науке. Среди более чем 60 выпущенных им изданий - первая крупная советская послевоенная работа по психологии юношеского возраста, самая читаемая отечественная книга по социологии, самое популярное исследование феномена дружбы и первая российская научная монография по проблеме однополой любви. Его жизненная позиция и принципиальность не могут не восхищать. Известнейший социолог, сексолог, антрополог, психолог и философ, академик РАО, Игорь Семёнович Кон дал «Педагогическим вестям» эксклюзивное интервью.


- Игорь Семенович, Вы учились в ЛГПИ в непростые послевоенные годы. Что под¬держивало тогда студентов и аспирантов? Каков был стимул?

- Это было голодное время, постоянно хотелось есть, все было по карточкам, в столовой кормили отвратительно, рыбных котлет до сих пор не ем, здание не отапливалось. Но моим умственным занятиям это не мешало. Основным мотивом была любознательность. Я плохо посещал лекции, зато очень много читал. А вообще, студенты тогда, как и сейчас, были разные. О Герценовском институте 1944-1950-х годов рассказывается в книге моих воспоминаний «80 лет одиночества».

- Вы помните свой первый урок в роли учителя? Каковы были ощущения?

- Страшновато, я был практически ровесником учеников. С уроками проблем не имел, так как был в себе уверен, но на первой практике на 3-м курсе учительницу куда-то вызвали, и она оставила меня наедине с восьмиклассниками. Это была мужская школа. Ребята, естественно, стали задавать каверзные вопросы, но я был хорошо подготовлен, так что мы сразу подружились. На 4-м курсе, в мои 18 лет, педпрактика проходила в женской школе; это было значительно труднее. Я влюбился в десятиклассницу, и девчонки поняли это раньше, чем я сам. С мальчиками так бывает часто. К тому же любовь была без взаимности. Это был удар по самолюбию. Тем не менее, в школе мне понравилось. Я понял, что мог бы работать учителем, хотя раньше такую возможность не рассматривал; поступал не столько в педвуз, сколько на истфак. На самом деле, у меня это вряд ли получилось бы. Я хорошо воспринимаю детей по отдельности, но с коллективом и троечниками были бы проблемы.

- Кандидатом наук Вы стали в очень молодом возрасте. Находила ли тогда молодежь поддержку в своем стремлении к научной карьере?

- В то время заниматься наукой было престижно, это поощрялось. В то же время других возможностей самореализации было значительно меньше, чем теперь. Поэтому самые способные ребята шли в аспирантуру. Но в самой науке, особенно гуманитарной, нравы были отвратительные. Сплошные идеологические препоны и общая зашоренность. Отступать от общепринятого было смертельно опасно. Это способствовало формированию догматизма. Наше сегодняшнее общество вызывает отвращение тем, что в нем все продается и покупается, но в СССР было гораздо хуже. Ты фактически был крепостным, даже не понимая этого. Впрочем, жаловаться на эпоху - дело бессмысленное и признак слабости. Простой жизнь никогда не бывает, весь вопрос в том, готов ли ты принимать на себя ответственность.

- Вы были одним из инициаторов начала сексуального просвещения в Советском Со¬юзе. Как считаете, насколько продвинулась наша страна в этом вопросе с тех пор?

- В этом вопросе она ушла далеко назад, причем, как говорили в брежневские времена, маразм крепчает. Сексуальное образование - слово «просвещение» тут не годится, подразумевает нечто факультативное и несистематическое - в России стало жертвой некомпетентности и политических игр. За это наша молодежь расплачивается высокими показателями по распространенности нежелательных беременностей, абортов, ВИЧ-инфекций и других заболеваний, передающихся половым путем. Такой скверной статистики нет ни в одной западноевропейской стране. Как и почему это произошло, подробно рассказано в моей последней книге «Клубничка на березке. Сексуальная культура в России».

- В последнее время в связи с введением изучения основ религиозной культуры наблюдается сдвиг в приоритетах от полового воспитания и просвещения к неким духовным ценностям. Многие считают, что эти вещи несовместимы. Так ли это?

- По Конституции Россия является светским государством, в которой школа отделена от церкви. Без сексуального образования обеспечить сексуальное здоровье, а здоровье репродуктивное - часть его, и безопасность населения невозможно. Никакого ущерба «духовным ценностям» научное знание не наносит. Доля религиозных людей в Германии не ниже, чем в России, однако школьное сексуальное образование там обязательно для всех. Если идти на поводу у религиозных экстремистов, то из школьных программ придется удалить не только информацию о сексуальности, но и теорию происхождения видов. Несколько лет назад в Петербурге был даже судебный процесс по этому поводу. В период господства лысенковщины ленинградские биологи шутили, что ген - неприличное слово из трех букв, которого даже на заборах не пишут. Но мы, кажется, живем в XXI веке?

- Игорь Семёнович, по Вашему мнению, сексуальное просвещение - дело родителей или школы?

- Родители внушают детям основные нравственные принципы, касающиеся взаимоотношений мужчин и женщин, причем не столько теоретически, сколько собственным примером. Систематического сексуального, как и любого другого, образования, семья не дает и дать не может, это должны делать другие учреждения. В России этим не занимается никто. Но, как сказал когда-то Оскар Уайльд, в образовании нуждается не столько общественное мнение, сколько общественные деятели.

- Тогда где лежит, в таком случае, грань между просвещением и развращением?

- Как сказал апостол Павел, «...нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» [К римлянам, 14:14].

- Как стоит относиться к подросткам, открыто демонстрирующим свою не совсем традиционную сексуальную ориентацию? Ведь не всегда находятся те, кто за них заступается перед нападками педагогов, администрации, а также сверстников.

- Да, это серьезная проблема. Я обсуждаю ее в книге «Мальчик-отец мужчины». В европейских странах, где заботятся о своих детях, существуют специальные программы психологической помощи подросткам, принадлежащим к сексуальным и иным дискриминируемым меньшинствам. В России, насколько я знаю, таких программ нет. Учителям остается реагировать на подобные ситуации в меру своей собственной испорченности. Это одна из многих издержек отсутствия в нашей стране сексуального образования.

- Вы часто бываете в Петербурге?
- К сожалению, редко...

- Какие Ваши любимые места в нашем городе?

- Невский проспект, набережная Фонтанки, Петроградская сторона, Павловск.

Антон ДЕРКАЧ, корреспондент «ПВ»

наверх
||

Главная |  Карта сайта |  Форумы

Интересный портал о загадках вселенной и галактиках Hypernova.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.

LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002-2014. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать!
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru