* www.inter-pedagogika.ru

Как вести себя с инвалидами
||

Что делать, когда не знаешь, как себя вести, чувствуешь неловкость и скованность, связанные с особенностями собеседника?

Вот некоторые правила, которые подсказали сами инвалиды.


Люди, испытывающие трудности при передвижении

Для них инвалидная коляска – это часть неприкасаемого личного пространства. Опираться на коляску, катить ее без разрешения нельзя. Но если вы предложили помощь и ваше предложение было принято, помните: катить коляску надо сдержанно, потому что она очень быстро набирает скорость, любой неожиданный толчок сразу приведет к потере равновесия.

Если вы заметили архитектурные барьеры впереди, сообщите об этом заранее, чтобы человек в коляске смог принять решение, как двигаться дальше.

Когда вы беседуете с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не придется запрокидывать голову.

Люди с плохим зрением и незрячие

Предлагая свою помощь незрячему, только направляйте его, идите так, как ходите обычно.

Не хватайте незрячего за руку – она помогает ему сохранять равновесие. А еще лучше - подставьте свою руку "крендельком", чтобы он мог сам опереться не вас так, как ему удобнее.

Перед началом лестницы надо сказать не только, что сейчас будет лестница, но и обязательно - вверх она или вниз (в переходах метро очень актуально).

Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах, хрупких предметах и тому подобном: “Через четыре шага начинается лестница в пять ступенек”, “Слева от двери легкий столик с неустойчивой стопкой книг”.

При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним.

Когда вы хотите помочь незрячему сесть, не усаживайте его насильно и резко, а лишь направьте его руку на спинку стула или подлокотник.

Если знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверхности предмета его руку, а дайте возможность потрогать предмет самому. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, просто подайте его. Не следует тянуть руку незрячего и заставлять брать этот предмет его рукой.

Обязательно озвучивайте словами то, что в разговоре со зрячими часто выражают мимикой и жестами: пожатием плечами, указанием руки или движением подбородка.

Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.

Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому обращаетесь.

Люди с нарушениями слуха

Степень глухоты варьируется: одни люди слышат отдельные частоты, многие воспринимают определенный тембр. Типов и степеней глухоты много. Соответственно много и способов общения с такими людьми. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у собеседника.

Иногда достаточно говорить чуть более громко и четко. В другом случае понадобится снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты. Кричать, особенно в ухо, не надо, если только вас специально не попросят об этом.

Бывает, что устное общение затруднительно, спросите, не лучше ли переписываться.

Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или прикоснитесь к плечу.

Если вы сообщаете информацию, включающую цифры, сложные термины, адрес, напишите ее.

Не все слабослышащие люди могут читать по губам. При первой же встрече надо спросить об этом. Если ваш собеседник обладает таким навыком, помните: из десяти слов хорошо прочитываются только три; смотреть нужно в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, не пытаясь преувеличенно четко выговаривать слова – это изменяет артикуляцию и создает дополнительные трудности; используйте мимику, жесты, телодвижения, чтобы пояснить или подчеркнуть сказанное.

Если вы общаетесь через сурдопереводчика, не забывайте, что обращаться все равно нужно непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

Люди с проблемами речи

Трудности могут быть самыми разными – слабый голос, заикание, афазия, при которой человек затрудняется произносить отдельные слова. Не поддавайтесь первому впечатлению, не думайте, что у человека с затруднениями в речи низкий уровень интеллекта. Это иллюзия, избавьтесь от нее.

Будьте готовы к тому, что разговор с таким собеседником займет у вас больше времени. Не перебивайте и не поправляйте собеседника, не спешите договаривать за него, будьте терпеливы.

Если вы не поняли сказанного, не притворяйтесь, что поняли. Спокойно и не стесняясь переспросите. Если и на этот раз ничего не получилось, спросите, не предпочтет ли собеседник с затруднениями в речи отвечать вам письменно.

Люди с проблемами в обучении

У такой формы инвалидности скрытый характер. Люди с разнообразными проблемами в обучении испытывают трудности с восприятием, запоминанием, извлечением из памяти информации, но не с самим мыслительным процессом.

Часто у людей с проблемами в обучении очень высокий уровень интеллекта, а сложности связаны с восприятием письменного текста (дизлексия) или, наоборот, с неспособностью воспринимать информацию на слух.

Будьте честным со своим собеседником. Спросите, какие у него трудности. Когда вы поймете, в каком именно виде человек не воспринимает информацию, изберите другую форму.

Если человек не может читать, расскажите, перескажите, прочтите сами. Если не воспринимает на слух – напишите.

Люди с гиперкинезами (спастикой)

Гиперкинезы – непроизвольные движения тела, конечностей, мышц лица – обычно свойственны людям с детским церебральным параличом или повреждениями спинного мозга.

Если вы видите человека с гиперкинезами, не стоит явно обращать внимание на его движения.

Не бойтесь противоречить собеседнику с гиперкинезами из опасения разволновать его и тем самым усилить непроизвольные движения. Позиция “Только не волнуйся!” ведет к потере времени и нервов, но не налаживает диалог.

При посадке в автобус, троллейбус, за столом, у телефона, спросите, нужна ли собеседнику ваша помощь. Многим она не нужна. Но если человек, который затрудняется управлять руками, попросил помочь, например, достать его кошелек в магазине, расплатиться и положить покупки в сумку, вытащить из сумки или кармана его телефонную карточку и набрать номер – не стесняйтесь, постарайтесь четко и последовательно произвести все эти действия.


"Первое сентября" 22/2003

||

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.

LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002-2014. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать!
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru