* www.inter-pedagogika.ru

Образец анализа сказки
||

Выполнено: студенткой 4 курса (специальная психология) Ивановой М.И.

Исходный текст сказки:

Не плюй в колодец - пригодится воды напиться


Жили себе дед да баба. У деда была дочь, и у бабы дочь. Баба была злая-презлая, и дочь у неё такая же. Дед был человек смирный, и дочь его Машенька тоже девочка смирная, работящая, красавица.
Невзлюбила мачеха Машеньку и пристала к деду: Не хочу с Машкой жить! Вези её в лес, в землянку, пусть там прядёт – больше напрядёт!
Совсем заела мужика злая баба. Нечего тому делать; запряг он телегу, посадил Машу и повёз в лес. Ехали-ехали и нашли они в лесу землянку. Жаль старику дочери, да делать нечего! Дал он ей огниво, кремешок, труту, мешочек круп и говорит:
Огонёк, Маша, не переводи, кашку вари, избушку прибери, а сама сиди да пряди; завтра я приеду тебя проведать.
Попрощался старик с дочерью и поехал домой. Осталась Маша одна, весь день пряла, а как пришла ночь, затопила печурку и заварила кашу. Только что каша закипать стала, как вылезла из-под полу мышка и говорит:
Дай мне, красная девица, ложечку кашки.
Машенька досыта мышку накормила, а мышка поблагодарила её и спряталась.
Поужинала Маша и села опять прясть. Вдруг в самую полночь вломился медведь в избу и говорит Маше:
А ну-ка, девушка, туши огонь, давай в жмурки играть! Вот тебе серебряный колокольчик: бегай да звони, а я буду тебя ловить.
Испугалась Маша, не знает, что ей делать, а мышка вылезла из-под полу, взбежала девушке на плечо да в ухо и шепчет: Не бойся, Маша, туши огонь, полезай сама в печь, а колокольчик мне отдай.
Маша так и сделала.
Стал медведь в жмурки играть: никак мышки поймать не может, а та бегает да колокольчиком звонит. Ловил медведь, ловил, разозлился, заревел и стал поленьями во все углы швырять: перебил все горшки и миски, а в мышку не попал. Пристал наконец медведь и говорит:
Мастерица ты, девушка, в жмурки играть! За это пришлю тебе утром стадо коней да воз добра. И ушёл.
Поутру баба сама посылает деда в лес.
Поезжай, посмотри, много ли твоя Машутка напряла!
Уехал старик, а баба села у окна и дожидается, что вот-де приедет дед, Машуткины косточки в мешке привезёт. Сидит баба час,другой, слышит - что-то по дороге из лесу тарахтит, а шавка из-под лавки:
Тяф-тяф-тяф! Со стариком дочка едет, стадо коней гонит, воз добра везёт. Крикнула баба на собачку: Врёшь ты, шавка! Это в кузове Машуткины косточки гремят.
Но заскрипели ворота, кони на двор вбежали, а Маша с отцом сидят на возу - полон воз добра! Почернела тут баба от злости и говорит:
Эка невидаль какая! Вези мою дочку в лес. Моя Наташа не твоей Машке чета два стада коней пригонит, два воза серебра привезёт.
На другой день дед отвёз бабину дочь в землянку и снарядил её всем, как и свою. Наташа развела огонь и заварила кашу. Мышка выглянула из-под полу и просит: Красная девица, дай мне ложечку кашки. А Наташа как крикнет: Ишь ты, гадина какая! Ещё каши захотела! и швырнула в мышку поленом.
Мышка убежала, а Наташа села, всю кашу сама приела и легла спать.
В самую полночь вломился медведь в избу.
А ну-ка, девушка, давай в жмурки играть! Вот тебе колокольчик, бегай да звони, а я буду тебя ловить.
Взяла Наташа колокольчик и стала бегать. Да куда колени трясутся, рука дрожит, колокольчик без толку звонит, а мышка из-под полу отзывается: ЗЗлой Наташке избитой быть!
Наутро баба посылает старика в лес.
Поезжай, говорит, гони коней, вези серебро.
Уехал старик, а баба села у ворот и дожидается. Вот затарахтело по дороге из лесу, а собака из-под ворот:
Тяф-тяф-тяф! Хозяйкина дочка едет, охает да кричит, а пустой воз тарахтит. Швырнула баба в собачку поленом: Врёшь ты, шавка! Это серебро в сундуках звенит.
Подъехал старик с Наташей, и насилу-то её с пустого воза сняли.
Завыла тут злая мачеха, да делать нечего.
А Машенька скоро потом за хорошего молодца замуж вышла.


Анализ сказки «Не плюй в колодец - пригодится воды напиться» в обработке К. Ушинского.


1. Как отражается национальная ценностная парадигма: какие модели решений той или иной проблемы используются?
В сказке отражается ценностная парадигма добра и зла. Проблема достижения жизненных благ решается умением делать добро и помогать окружающим, тогда они обязательно помогут тебе и отплатят благодарностью сполна ( смирная, работящая девочка Машенька накормила мышку, а та помогла ей выиграть в игре в жмурки у медведя, и он отблагодарил Машеньку стадом коней, да возом добра ).

2. Какая педагогическая идея (мораль) заложена в сказке?
Педагогическая идея (мораль) сказки такова: как ты относишься к окружающим, так и они к тебе. И без труда и усердия ничего само собой у тебя не появится. ( Машенька накормила мышку, та ее спасла от медведя, а он наградил девочку; Наташа же швырнула в мышку
поленом и она пожелала злой Наташке избитой быть, - так и вышло)

3.Гендерный состав героев (чем обусловлен).
Гендерные роли животных сказки (мышка, медведь) не указываются. Из людей же в сказке есть: дед и баба, и две их дочери – Машенька (дочь деда) и Наташа (дочь бабы). Возможно, преимущество в числе женщин над мужчинами обусловлено тем, что у нас в России больше женщин, чем мужчин. Или, еще одно предположение, в сказке показано главенство женщины над мужчиной, и автор обилием женских ролей хотел усилить это впечатление.

4.Взаимоотношения старших и младших (родителей/ детей, братьев/сестер) - какие стили общения в них отражены?
У бабы авторитарный стиль общения и с дедом, и с падчерицей Машенькой (Машеньку невзлюбила , мужика заела ), в речи проскальзывает приказной тон и зависть к ним обоим. К дочке же своей отношение лучше (моя Наташа не чета твоей Машке ).
У Наташи отношение к деду и сестре полностью соответствует маминому. К матери она испытывает уважение и любовь, а возможно, и страх.
У деда с Машенькой добрый, уважительный, понимающий стиль общения (деду пришлось оставить дочку в лесу, в землянке одну: завтра я приеду тебя проведать, и она покорно приняла и поняла это решение). К бабе и Наташе они относятся смирно, потакают их прихотям и выполняют их приказы.

5.Каким образом усваиваются героями ценностные нормы? (устно, примером других, через собственный опыт и т.д.)
В сказке показано, что злая и ленивая девочка Наташа, должна была научиться у доброй Машеньки теплому и заботливому отношению к окружающим, трудолюбию и честности на собственном горьком опыте (после того как медведь ее избил, и мышка не помогла ей избежать этой участи).

6.Какие черты национального характера проявляются в действиях и установках героев?
К сожалению, чертами русского характера обладают и дед с Машенькой, и баба с Наташей. Первые: покорностью и послушанием, добротой и трудолюбием, бесстрашием и честностью. Вторые: завистью и злобой, верой в то, что все появится само собой.

7.Какой урок (вывод) может получить ребенок, познакомившись с этой сказкой?

Урок, который может получить ребенок, познакомившись с этой сказкой, состоит в том, что если человек будет относиться к окружающим с добротой и заботой, то они обязательно отплатят ему благодарностью, и если человек трудолюбив, он всегда получит свою награду.

||

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.

LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002-2014. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать!
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru